Что делать начинающему художнику, чтобы его стоимость неуклонно росла? Как мэтру российского рынка войти в круг лидеров продаж не только в нетрезвой компании на вечеринках Miami Art Basel? Что понимать под стоимостью искусства и как она устанавливается? Еженедельно мы будем брать для разбора российских художников, как признанных, так и молодых, и стараться понять причины их текущего положения на рынке.
Сразу определим правила игры. Мы просветим карьеру художника на предмет составляющих его рыночной стоимости: ступень развития карьеры, наличие работ в значимых частных коллекциях и публичных музеях, информационная активность (наличие интернет-сайта, блогов и внимания СМИ), количество и периодичность выставок, участие в конкурсах, резиденциях и грантовых программах. Но в первую очередь мы будем судить о художнике по результатам аукционных продаж как единственном публичном источнике цен.
Во второй части материала, посвященного молодым художникам Санкт-Петербурга, мы дадим рекомендации по международным отношениям в суматохе крупных арт-событий и грамотному построению портфолио. Это касается как Manifesta, так и возможного проведения в Санкт-Петербурге FIAC-2015. Многие художники Северной столицы — Стас Багс, Павел Брат, Илья Гапонов, Алексей Горбунов, Алексей Громов, Александр Дашевский, Ольга Житлина, Алексей Михеев, Константин Новиков, Денис Патракеев, Иван Плющ, Антон Чумак, Денис Шевчук — призваны в скорейшем времени избавиться от приставки «молодые» и представлять своим искусством Россию на международном уровне. Именно у них появится уникальная возможность живого общения с иностранными кураторами и гостями от искусства во время биеннале. Насколько удачно они ею распорядятся — другой вопрос.
В Интернете и печатных изданиях можно найти сотни рекомендаций, что нужно и чего нельзя делать художнику на биеннале и арт-ярмарках. В роли респондентов выступают дилеры, галеристы, устроители ярмарок и сами художники, и советы часто противоречат друг другу. Чтобы не забивать голову лишней информацией, выделим основное. Две главные вещи, которые в идеале нужны художнику перед ярмаркой, — это сайт на основных языках и сотрудничество с галереей, экспонирующей его работы на стенах своего павильона.
FIAC в Санкт-Петербурге предоставит нашим художникам уникальную возможность — опыт общения с зарубежным коллекционером. Правда, речь идет о презентации собственного искусства, а не о продаже, поскольку художник по правилам игры будет находиться в пределах павильона своей галереи. Важность привлечения творческой единицы на стенд трудно переоценить. В ноябре 2013 года на Frieze London была создана новая торговая площадка — Frieze Masters, объединившая работы старых мастеров с современным искусством, ориентированная преимущественно на покупателя класса New Money (молодые коллекционеры с задатками инвесторов). Было замечено, что предпочтение неискушенной аудитории отдавалось тем стендам, где, помимо художественных ценностей, присутствовали их создатели, современные художники. Те же «новые деньги» ожидаются и на FIAC в Санкт-Петербурге, особенно если правильно позиционировать сам город как параллельный модный культурно-туристический проект. Лишь одно обстоятельство может омрачить радость наших художников: говорить с потенциальным покупателем им придется в присутствии галерей. И «купить в РФ, а потом отправить в любую точку», увы, больше не получится.
Вы спросите, как выжать максимум пользы из ярмарки молодым художникам, до сих пор не приписанным к галереям? Попробуем ответить тезисно.
Итак, ваша цель — зарубежные галереи и перспектива сотрудничества с ними. Надеяться на то, что вы познакомитесь с коллекционером, которых сходу купит вашу работу, в высшей степени наивно: коллекционер приезжает на ярмарку, чтобы приобрести художника у галереи, а не работу у художника.
Наличие сайта не обсуждается. Про печатные портфолио лучше забыть, в лучшем случае их оставят под стендом. Максимум — визитки, и то с целью выменять визитку галериста.
Подготовьтесь заранее, сделайте список всех участников ярмарки, просмотрите их интернет-страницы, определите, кто работает с искусством вашего направления. На самой ярмарке первым делом достаньте карту и приготовьте фломастер — отмечать размещение потенциальных партнеров.
Приобретите входной билет на все дни, за один вам не успеть. В первые дни, когда идут основные продажи, знакомиться с галеристом противопоказано: вы можете помешать сделке. Лучше начинать общение в последние дни, когда все практически решено. Обратите внимание на красные отметки под работами: чем больше их, тем успешнее галерея как продавец. Всех вам не обойти, начните именно с этих.
В первые дни, пока все заняты продажами, займитесь изучением потенциальных соперников и коллег, внимательно осмотрите выставленное искусство. Запишите цены, скопируйте пресс-релизы и цитаты других художников — это капитал для коррекции собственного мироощущения.
Обязательно возьмите с собой еду: художника разорит не входной билет, а кафе на площадке.
Познакомьтесь лично с художниками, привезенными зарубежными галереями. Поверьте, им точно хочется общения с вами больше, чем с покупателем.
Постарайтесь узнать о параллельных показах и вечеринках: не продавайте там себя, а просто общайтесь с теми, с кем познакомились накануне.
По возвращении домой сделайте фотографии всех полученных визиток и поставьте, пока память свежа, несколько опознавательных знаков: кто это, с кем работает, о чем вы договорились.
Помните, что все, что вы сделали до этого момента, равно нулю. Ваш капитал — полученные визитки галеристов и собственная настойчивость. Они вас не запомнили. Действуйте.
Однако это лишь первая часть работы. Вторая, основная, должна быть проделана до знакомства с потенциальным куратором или коллекционером, а именно: формирование портфолио и прочей визуальной идентификации — иными словами, того, что люди увидят, пройдя по ссылкам на вашей визитке.
1. Самоидентификация
Первый пункт зачастую считается молодыми художниками настолько простым, что не требует отдельной разработки. Все полагают, что о собственном творческом кредо расскажут быстро и без запинки. Однако стоит в разговоре промедлить или уйти в описательные дебри, интерес к вам потеряется.
Что такое самоидентификация? Обоснование с творческими целями, предельно сжатый ответ на вопрос «кто я?». В голливудской практике фильм прогнозируемо считается успешным, если его сценарий можно уместить в 20 словах. Сделайте то же с вашим искусством! Кстати, это полезно не только молодым, но и состоявшимся художникам: излишний пафос и хорошие продажи часто убивают способность говорить о себе кратко и емко.
2. Резюме/презентация
Предыдущий пункт ляжет первым абзацем в резюме. Что еще оно должно включать у художника?
Контакты,
- образование,
- персональные выставки,
- групповые выставки,
- резиденции,
- награды, гранты,
- пресса,
- частные коллекции,
- другой опыт.
В идеале необходимо сделать два варианта: один для прессы (с текстом, сгруппированным в одном месте, далее художественные работы), второй для коллекционера (в котором история художника перемежается с его искусством). Оба варианта должны быть легко доступны на сайте для свободной загрузки. Только называйте файлы собственной фамилией: понятные одним вам обозначения будут удалены коллекционером при первой же чистке компьютера!
3. Размещение в Сети
Здесь существует три варианта: размещение портфолио на тематических ресурсах, собственный сайт и комбинированный вариант. Последний всегда предпочтительнее.
Начнем с тематических ресурсов. В Интернете в последнее время появилось множество сервисов для формирования портфолио. Не следует увлекаться, размещая свое CV на каждом из них: потратите время и запутаете потенциальных клиентов множеством ссылок. Выберите подходящие вашему творчеству из нишевых сайтов, будь то дизайн, графика, живопись или фотография. В качестве примера приведем лишь несколько: Ispyart (ispyart.com), Behance (behance.net), Artspan (artspan.com), Artican (artician.com).
4. Сайт и другие идентификаторы
Собственный интернет-ресурс лучше всего сделать простым и понятным: не стоит тратить творческую фантазию на его дизайн. В идеале ваша презентация и сайт должны быть сделаны в одном ключе и фактически иметь одинаковую информацию. Однако на сайте ее можно подать не так сжато: полный перечень выставок, большее количество работ, ссылки на интервью и публикации в СМИ. Кроме того, наличие собственного сайта с обязательно указанными годами создания работ является фактическим признанием за вами авторского права. Распространенное мнение «работы выкладывать не буду, их украдут» не выдерживает критики: пусть лучше сюжетом воспользуются десять человек, но увидит десять тысяч. Главное — не ограничиваться созданием ресурса, а работать над выставочной и публичной историей, сводящей на нет усилия конкурентов. И никаких упоминаний стоимости на сайте! Вы не eBay и не Garage Salе, распродающий имущество покойного дедушки.
Основные ошибки, встречающиеся при формировании портфолио и сайта, приблизительно одинаковы.
Вместо формулировки «входит список в 30 молодых художников» без указания источника лучше написать: «по мнению издания (название)» — и дать ссылку. Ваше мнение сторонним людям неважно, а ссылкам до сих пор верят.
- Отсутствие адреса сайта в презентации. Можно добавить и ссылку на страницу в Facebook: без адреса, но со значком. Пусть люди знают, что могут встретить вас в социальных сетях. Куда их слить, решите позднее.
- Часть заглавного текста — обоснования с творческими целями разумно взять в кавычки и подписаться. Для тех, кто не успеет взять интервью во время открытий, — это будет ваша прямая речь, которую прикрепят к рецензии. Пусть их скопирует десяток СМИ, вам лишь этого и нужно.
- Избегайте фраз наподобие «как уже известные работы, так и новые впечатления из творческих поездок». Это никуда не годится, люди прочтут так: «как уже осточертевшие всем работы, так и всякое дерьмо — короче, показать нечего».
- Контакты менеджера или пресс-агента: имя, телефон, электронный адрес. Если такового нет, оставьте лишь телефон и адрес, сделайте почтовый ящик виртуального агента, скажем начинающийся на info@.
- Адрес сайта должен быть пропечатан на каждой странице, а не на последней в углу. Скрепленные степлером, последние страницы всегда обтрепываются и улетают.
- Не бойтесь делать свое имя самой заметной частью презентации. Конечно, тонкие шрифты в духе Джонатана Айва, арт-директора Apple, — это здорово… когда телефон вы купили, и от обновлений дизайна деваться некуда. Но вас еще не купили — помните об этом!
- Не бойтесь своего образования, даже если оно не связано с творчеством. Пишите правдивую сказку, пусть в этом ищут причину вашего таланта.
- Добавьте нормальное фото своего лица. Дайте пару фото за работой, но таких, чтобы лицо было видно и узнаваемо. В идеале нужно сделать так, чтобы после любой вечеринки фотографы светских хроник не бегали по редакции с вопросом: «Кто это?», а сразу ставили вас в ленту. Можно найти и характерную деталь имиджа, но будьте готовы не расставаться с ней очень долго. Галстук-бабочка занята Иваном Плющом, оранжевый реглан — Дмитрием Гутовым, появление голой в неожиданных местах — Ольгой Кройтор, но у вас еще осталось множество вариантов.
5. И последнее, будьте готовы впустить людей в собственную студию — как в день знакомства на Manifesta 10, так и по итогам посещения вашего сайта. Что самое главное для мастерской художника? Не уборка и не кофе со сливками, а возможность гостя сделать геотэг.