18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Раненый стол» Фриды Кало обещают найти

№65, июль-август 2018
№65
Материал из газеты

Мексиканский исследователь уверяет, что пропавшую картину знаменитой художницы он сможет показать через пять лет

Бернард Зильберштейн сфотографировал художницу у «Раненого стола» в 1941 г., через год после окончания работы над картиной. Фото: Edward B. Silberstein / Cincinnati Art Museum
Бернард Зильберштейн сфотографировал художницу у «Раненого стола» в 1941 г., через год после окончания работы над картиной.
Фото: Edward B. Silberstein / Cincinnati Art Museum

В Мексике возобновились поиски произведения Фриды Кало под названием «Раненый стол». Картина, написанная в 1940 году, столь значительна, что ее называют «священным Граалем» для изучающих творчество художницы. Работа пропала без вести после того, как Кало передала ее в дар Советскому Союзу. В последний раз картину видели на выставке в Варшаве в 1955 году, а затем на пути в Москву она исчезла.

Десятки лет в поисках ее следов эксперты перерывали архивы, таможенные документы и музейные собрания Америки и Европы. И вот искусствовед Рауль Кано Монрой, в прошлом году организовавший выставку в доме-музее Диего Риверы и Фриды Кало в Мехико, объявил, что обнаружил новые подсказки. Они появились в ходе работы с архивом Национального фронта пластических искусств, который продвигал мексиканское искусство за границей в 1950-х годах.

«Я думаю, лет через пять мое расследование принесет плоды», — заявил Кано Монрой в интервью мексиканской газете Milenio, добавив, что нашел консультанта — помощника в своих поисках. Поделиться подробностями своих догадок с The Art Newspaper искусствовед отказался: «Учитывая обстоятельства, я не имею возможности раскрыть информацию по этой теме, так что ничего не могу сказать».

Впрочем, оптимизма Кано Монроя оказалось достаточно, чтобы вновь привлечь внимание к многолетней тайне. «Это отличная новость, — говорит Карлос Филлипс из Фонда Диего Риверы и Фриды Кало. — Мы будем признательны любому, кто найдет картину».

«Раненый стол» — самая большая работа Кало, ее размер приблизительно 1,2 на 2,4 м. Написана она маслом на дереве, а не на холсте. На ней в сюрреалистической манере изображена сама художница в окружении гостей. Скелет, играющий ее волосами, индейское глиняное изваяние, добавляющее конечность как бы безрукой Фриде, гротескная фигура, которая, по мнению искусствоведов, символизирует любвеобильность ее мужа Диего Риверы, а также любимые племянница с племянником — все они собрались за столом, покрытым кровоточащими вульвоподобными язвами и стоящим на распухших человеческих ногах. Сегодня это произведение оценивалось бы более чем в $20 млн.

«Картина имеет очень важное значение, потому что это не только автопортрет — это заявление», — говорит куратор и искусствовед Хельга Пригниц-Пода, которая работает над обновленным каталогом работ Кало. В прошлом году в Варшаве она организовала выставку, целью которой было напомнить и рассказать о пропавшем произведении.

Пригниц-Пода и независимый куратор Катарина Лопаткина изложили свои выводы об истории картины в статье, недавно опубликованной журналом Международного фонда исследований искусства IFAR Journal. По их мнению, Кало, убежденная коммунистка, отправила картину в Москву как «дар дружбы», но советские чиновники сочли подарок образцом «декадентского буржуазного формального искусства» и запретили его выставлять.

В 1954 году, после смерти Кало, Ривера попросил показать картину в Польше на выставке вместе с другими произведениями мексиканских художников. Выставка в Национальной галерее искусств Захента оказалась настолько популярной, что ее отправили на гастроли в другие страны — в Советский Союз и даже в Китай. Тем не менее после Варшавы панели Кало «и след простыл», отмечает Пригниц-Пода. «Как будто она растворилась в воздухе. Удивительно, ведь это самая большая и самая тяжелая картина Кало, поэтому действительно странно, что она могла исчезнуть». 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+