18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Виртуальные нимфы поселились в «Холодной ванне» в Павловске

№65
Материал из газеты

Там, где некогда омывалась императрица Мария Федоровна, теперь плещутся мультимедийные купальщицы художника Александра Райхштейна — смелое для российского музея решение

В Государственном музее-заповеднике «Павловск» после реставрации открылся павильон «Холодная ванна», который был недоступен для публики почти 45 лет. Павловцы решили напомнить о первоначальном назначении здания и вместе с художником Александром Райхштейном, который постоянно сотрудничает с музеями разных стран, создали экспозицию «À propos de l’eau, или О воде, чистоте и прекрасных дамах…».

Павильон «Холодная ванна» был построен в 1799 году по проекту Чарльза Камерона и предназначался для летних купаний. Архитектура классицизма не предполагала никаких излишеств — гладкие оштукатуренные стены были выкрашены желтой известковой краской. Внутри здания находятся два небольших помещения: туалетная площадью 25 кв. м и купольный зал площадью 41 кв. м в виде ротонды с бассейном.

Как рассказала TANR Вера Дементьева, директор ГМЗ «Павловск», здание почти без потерь пережило Великую Отечественную войну, если не считать одного попадания снаряда, пробившего деревянный купол. В советское время раны залечили. Без идеального качества, но приемлемо для жизни здания. Подвело другое обстоятельство: пуританские представления об экспозициях привели к тому, что бассейн засыпали строительным мусором и открыли в павильоне выставку о флоре и фауне Павловского парка (местные белки — общепетербургская достопримечательность). «Холодная ванна» расположена живописно — в долине речки Славянки у самого моста с кентаврами рядом с Павловским дворцом. Но это самое низкое место в парке. Мусор стал собирать влагу, и в 1974 году павильон пришлось закрыть для посетителей. 

Реставрацию проводила компания «Лапин энтерпрайз», работы велись последние восемь лет. К началу реставрации от прежнего убранства «Холодной ванны» ничего не сохранилось. Зато осталась довольно подробная иконография, в том числе видовые листы и фиксационные чертежи из «Атласов Павловска» начала XIX века, а также фотографии первой трети ХХ столетия. Из документов следует, что в центре бассейна находился душ в виде медного шара, так называемое брызгало. В нишах по обеим сторонам от входной двери располагались скульптуры из папье-маше (их изображений, пригодных для воссоздания, не сохранилось). В описях Павловского дворца упоминается шатер из кисеи, которым по моде времен императрицы Марии Федоровны накрывали бассейн, чтобы купаться было теплее; за образец был взят шатер из спальни императрицы Жозефины во дворце Фонтенбло. 

От шатра и брызгала реставраторы после размышлений и обсуждений решили отказаться: кисея просуществовала недолго, а душ без воды большого смысла не имеет. Воссоздан сам бассейн, обитый свинцом и огражденный барьером с балясинами, а также камин в купальне. При реставрации было решено не трогать купол, чтобы сохранить максимальное количество его подлинных деталей. Он расписан в советское время в технике «гризайль», имитирующей кессонированный потолок. Фактически работы были завершены год назад, но требовалось просушить здание естественным путем, поскольку если переувлажненную постройку сушить принудительно, то кирпич выкрошится.

Еще в ходе реставрационных работ подробно обсуждалась будущая постоянная экспозиция. Набрать аналогичных, аутентичных эпохе туалетных столиков, зеркал, курильниц, ширм, флаконов для душистой воды, банок для пудры и помады — дело не самое сложное, но в ГМЗ «Павловск» решили поступить иначе и создали мультимедийную инсталляцию À propos de l’eau... Художник Александр Райхштейн и сотрудники музея в период подготовки экспозиции просмотрели сотни западноевропейских гравюр из собрания Павловска и Эрмитажа с купальщицами, жанровыми сценами надевания корсета, укладки волос в присутствии кавалера и игривых собачек. Выбранные сюжеты распечатали в размере натуры и поместили в туалетной и купальне. 

В бассейне плещется виртуальная вода; купальщицы напечатанные готовы погрузиться в прохладные струи, виртуальные — уже принимают ванны; слышны голоса участниц омовений. По мнению Райхштейна, «красавицы той эпохи, подражавшие античному идеалу — как бы они его ни понимали, — погружаясь в воду, воображали себя нимфами здешней реки, а вылезая из ванны, возможно, Афродитой, рождающейся из пены». «Важно, что первоначально вода в ванне была действительно водой протекающей по парку речки, впадающей затем в другую реку, которая, в свою очередь, течет к морю, то есть в конечном счете является частью Мирового океана, — объясняет художник. — Все это дает основание оживить поверхность „воды“ анимированными изображениями античных богинь и богов Океана, диковинными морскими существами типа тритонов и гиппокампов, фантастическими рыбами и дельфинами». 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+