Как бы банально это ни звучало, но цифровые технологии действительно изменили все аспекты современного общества, начиная с того, как мы оплачиваем счета, и до работы нашего мозга. Искусство не исключение, и в этом году в США состоялись сразу две выставки, темой которых стали эстетические сдвиги, сопровождающие технический прогресс. В Институте современного искусства (ICA) в Бостоне в мае завершилась выставка «Искусство в век Интернета. С 1989 года до наших дней», посвященная влиянию глобальной сети на искусство, а в экспозиции «Я воспитан на Интернете» (до 14 октября) в Музее современного искусства Чикаго в основном представлено искусство, созданное в третьем тысячелетии. В обоих проектах художники показаны как первопроходцы в мире новых технологий, чье творчество принимает новые формы в ходе эксперимента. Неизбежно возникает вопрос, на который многие институции по-прежнему не могут найти ответ: как музеям не отставать от развития новых технологий?
Один из путей лежит через реставрацию медиаискусства. Эта область существует уже не первое десятилетие, но только недавно она начала привлекать к себе повышенный интерес, удостаиваться финансирования и оформляться в самостоятельную дисциплину.
«В мире существует всего несколько мест, где можно получить специализированное магистерское образование в этой сфере», — говорит Ханнелоре Ремих, профессор Центра реставрации Института изящных искусств при Нью-Йоркском университете. Нынешней осенью под руководством Ремих центр запускает новую магистерскую программу со специализацией по реставрации медиаискусства, по которой будут обучаться по два студента в год. Это первая программа такого рода в США.
Помимо того, Институт изящных искусств предлагает отдельные мастер-классы для специалистов, которые уже работают в этой области. В мае здесь состоялся симпозиум под красноречивым названием «Самое время! Создание новой дисциплины — реставрация медиаискусства». «Мы хотим сформировать рабочую сеть, которая объединит университеты и институции, заинтересованные в том, чтобы черпать информацию из нашей образовательной программы и разрабатывать самостоятельные решения на основе собственных ресурсов», — объясняет Ремих.
«Мы пытаемся выстроить образовательную экосистему», — вторит ей Элисон Гилчрест, координатор программ в Фонде Эндрю У. Меллона. На сегодня фонд уже вложил $5,6 млн в различные инициативы по всему миру, связанные с медиаискусством, в том числе в программу Нью-Йоркского университета, а также в проекты таких институций, как Галерея Тейт в Лондоне, нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА) и Чикагский институт искусств. «Главная задача этого гранта — способствовать созданию рабочей сети практикующих специалистов», — поясняет она.
Вопрос возникновения рабочих сетей заботит и Франческу Казадио, которая возглавляет связанную с медиаискусством инициативу Чикагского института искусств. Здесь она занимает пост исполнительного директора по реставрации и научной работе. Казадио подчеркивает, что реставрация медиаискусства — это «междисциплинарная деятельность, упраздняющая иерархии», поскольку работа с искусством такого рода требует сотрудничества сразу нескольких отделов.
Чикагский институт искусств стремится стать для своего региона координационным центром в этой области, как говорит Казадио, «лабораторией идей в сфере реставрации медиаискусства и местом, где происходит взаимный обмен ресурсами». Задача заключается в том, чтобы делиться знаниями за его пределами и «ввести в эту область практику рецензирования работ коллегами из других институций», создав пространство для межинституционального обсуждения «комплексных вопросов». В рамках этой инициативы в конце июня прошел двухдневный симпозиум «Tехнические трудности, возникающие при работе с современным искусством», где была учреждена региональная рабочая сеть, объединяющая специалистов по медиаискусству.
И Казадио и Ремих подчеркивают, что настал переломный момент для этой сферы и важно не только обучать реставраторов, но и рассказывать коллекционерам об особых потребностях таких произведений. «Музеи и частные коллекционеры в восторге от подобного искусства, — говорит Ремих, — но, покупая его, они не имеют ни малейшего представления о том, что делать дальше».
«Нужно заниматься просвещением, повышением информированности, — уверена Казадио. — Когда речь идет о медиаискусстве, дело не ограничивается простой починкой. Важно быть уверенным в том, что через несколько лет произведение по-прежнему можно будет экспонировать и это вдруг не окажется невозможным просто из-за того, что никто вовремя не задался правильными вопросами».