На протяжении почти 40 лет свои знаменитые скульптуры Альберто Джакометти создавал на небольшом пятачке — на 23 кв. м мастерской в Монпарнасе. «Там было очень тесно, он едва умещался, — рассказывает Катрин Гренье, директор и главный куратор Фонда Альберто и Аннетт Джакометти в Париже, где хранится крупнейшая в мире коллекция работ художника. — Ему нравился хаос... Альберто говорил, что обстановка в мастерской похожа на то, что творится внутри его черепа». Джакометти умер в 1966 году, не оставив завещания, но благодаря его вдове Аннетт удалось сохранить все содержимое маленькой студии. Более полувека спустя фонд, унаследовавший эту реликвию, открыл реконструированную мастерскую для широкой публики.
Гренье объясняет, что хаотичное на первый взгляд нагромождение стало «воспроизведением» рабочего места Джакометти, а не точной копией какого-то определенного дня: «Здесь все пропитано его духом». Инсталляция станет ядром нового исследовательского центра и выставочного пространства, посвященного творчеству швейцарского мастера, которые расположены в 14-м округе Парижа, всего в 1,6 км от дома, где мастерская находилась изначально. Будущий Институт Джакометти уже частично работает с 21 июня в особняке в стиле ар-деко, где прежде творил художник и дизайнер интерьеров Поль Фолло. «Потребовался год, чтобы найти место, и еще год на его реставрацию», — говорит Гренье.
Площадь пространства, отреставрированного архитектором Паскалем Грассо, составляет всего 350 кв. м; посетить студию можно будет только по предварительной записи, чтобы не создавать толп. Выбор названия «институт», как и уютного месторасположения, был сознательным. «В Париже так много музеев, что нет необходимости еще в одном», — поясняет Гренье, которая прежде была заместителем директора одной из крупнейших парижских институций — Центра Помпиду.
Обстановка студии будет меняться редко, и, по словам Гренье, все в ней настоящее. Видавшая виды мебель та же, что стояла у Джакометти много лет, и все работы подлинные. «Мы предпочитаем восстанавливать, вместо того чтобы просто копировать», — утверждает Гренье. В числе прочего посетители увидят недавно восстановленные гипсовые скульптуры, которые Джакометти рассматривал как самостоятельные работы, а «не просто подготовительный этап перед бронзой».
Обстановку воссоздавали по «тысячам фотографий студии», хранящихся в архивах фонда. К тому же студия увековечена писателем Жаном Жене, который в своем эссе 1957 года назвал ее «самым важным и полным» собранием работ Джакометти, «его альтер эго, сутью и окончательным итогом его художественного гения». Эта статья стала источником вдохновения для первой временной выставки в институте, она посвящена дружбе Джакометти и Жене (до 16 сентября).