В дни проведения Санкт-Петербургского международного экономического форума — 2018 состоялось подписание трехстороннего соглашения о воссоздании Лионского зала в Екатерининском дворце Государственного музея-заповедника «Царское Село». Когда все работы будут завершены, у знаменитой на весь мир Янтарной комнаты появится мощный конкурент.
Суть договоренности между ГМЗ «Царское Село», ПАО «Газпром» и французской компанией Engie состоит в следующем. Музей за счет проведения конкурсов сэкономил на другом реставрационном объекте 74 млн руб. газпромовских денег. На эти средства будут проведены новые работы в Лионском зале: воссоздание плафона (лепка, позолота, живопись) и нижнего лазуритового фриза, а также обшивка стен лионским шелком с мануфактуры Prelle, который дарит компания Engie. Проект реставрации разработан музеем.
В архивах мануфактуры сохранился контрольный образец русского заказа, сделанного в 1860‑е годы для Царского Села. Этот желтый шелк с крупным рисунком называется «Золотой бутон».
Здесь уместно кратко напомнить историю Лионского зала. При Елизавете Петровне на его месте находилась пятая, последняя от Большого зала антикамера — барочный интерьер Бартоломео Франческо Растрелли. Екатерина II поручила своему любимому архитектору Чарльзу Камерону перестроить антикамеру, примыкавшую к ее личным покоям, в классическом духе. Работы были выполнены в 1780-е годы. Стены обили лионским шелком с изображением павлинов и других птиц. Тогда зал и получил свое название. Тогда же стены облицевали синим лазуритом с золочеными накладками.
От камероновского интерьера сохранился только паркет из 12 пород дерева с инкрустацией перламутром. Во время Великой Отечественной войны нацисты вывезли паркет в Германию, но в конце 1940-х его удалось вернуть. Сейчас туристам показывают два его фрагмента на щитах.
В начале 1860-х годов по проекту Ипполита Монигетти интерьер Лионского зала обновили под гостиную императрицы Марии Александровны. Для зала изготовили лазуритовый гарнитур: люстру, зеркала, столики, парные жардиньерки, бра, вазы-кашпо и другие предметы. Поначалу обивка была малинового цвета, но в 1866 году ее заменили на «Золотой бутон». Именно в таком виде интерьер Лионского зала в 1878 году зафиксировал на своей акварели Луиджи Премацци. Сейчас она служит основным иконографическим источником для воссоздания интерьера.
Во время войны Лионский зал был практически полностью уничтожен — 27 апреля 1944 года искусствовед Анатолий Кучумов увидел лишь стены без перекрытий и кусочки обуглившегося лазурита под ногами. В первые годы возрождения Екатерининского дворца был воссоздан только объем Лионского зала. По словам Натальи Кудрявцевой, заместителя директора по реставрации ГМЗ «Царское Село», музей долго не мог подступиться к восстановлению этого интерьера. С одной стороны, многое сохранилось: в эвакуацию успели вывезти лазуритовый гарнитур, включая люстру. Но лионский шелк и лазурит нужного оттенка, добываемый в Афганистане, — очень дорогие материалы, а прибегать к использованию аналогов реставраторам крайне не хотелось.
В 2013 году фонд «Транссоюз» компании РЖД профинансировал воссоздание трех лазуритовых порталов — два уже установлены, третий появится в течение этого года. Работы по обивке шелком, восстановлению плафона и нижнего лазуритового фриза намечены на сентябрь 2018 — май 2019 года, с таким расчетом, чтобы во время высокого сезона Лионский зал был открыт для публики.
Общий объем шелкового дара — 320 пог. м шириной 140 см. В основном он пойдет на стены и портьеры на шести окнах. Сейчас в Царскосельской янтарной мастерской идут пилотные работы с «Золотым бутоном», им обшивают три кресла из Лионского зала. Как сообщил Максим Григорьев, художник-реставратор произведений из дерева I категории, кресла из березы в руинированном состоянии были найдены после войны в Екатерининском парке. Фактически каркас держался только на пружинах и остатках волоса от подушки. Капитальная реставрация кресел состоит из нескольких этапов. Сперва воссоздание утраченной «столярки» и накладной резьбы, расчистка от «бронзянки», заменявшей позолоту. Затем черновые обойные работы, нанесение левкаса и позолоты. Увенчает процесс отделка лионским шелком, когда необходимо, разумно расходуя материал, точно попасть в крупный рисунок: «Золотой бутон» должен быть виден невооруженным глазом.
Однако и после 2019 года объем работ в Лионском зале останется весьма значительным, особенно с лазуритом. Необходимо будет воссоздать два камина, верхний фриз, оконные наличники, два подзеркальных столика, обрамления зеркал, а также изготовить три двери в технике маркетри «из разноцветных дерев» с инкрустацией перламутром.