Выставка Александр Головин. Фантазии Серебряного века продолжает, по словам директор музея Ирины Лебедевой, серию монографических показов творчества мастеров, работавших на рубеже XIX–XX веков. «Серебряный век для нас стал временем, которое очень многое перевернуло в отношении к миру и к новым формам искусства, и это продолжило развиваться в работах художников авангарда. Сложные процессы, происходившие тогда, становятся предметом исследований, и для нас каждая выставка — новая страница в этом большом исследовании», — говорит Лебедева.
Выставка Александра Головина такого размаха проходит впервые. В прошлом году Русский музей также представил большую выставку художника, но по числу экспонатов выставка в Третьяковке вдвое превысила ту экспозицию: около 300 работ по сравнению со 150 в Северной столице. Выигрывают Фантазии Серебряного века и по полноте репрезентации. Здесь не только живопись и графика, позволяющие проследить эволюцию творчества Головина от передвижничества до стиля модерн и дореволюционных лет, когда сложился собственный, «головинский» стиль. В экспозицию включены и образцы декоративно-прикладного искусства Головина, до этого обычно остававшиеся в тени. Ими выставка и открывается, сразу вводя зрителя в образный мир художника.
Головин в конце 1890-х работал в гончарной мастерской «Абрамцево» Саввы Мамонтова, по заказу которого, в частности, создал майоликовые панно для фасада гостиницы «Метрополь» в Москве. А за оформление Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже Головина наградили золотой медалью и серебряной за майолики. Что касается экспозиции, то идея Лебедевой, что «выставка — это всегда спектакль», применительно к Головину более чем пришлась к месту. Его театральным работам посвящен самый большой раздел: здесь костюмы к постановкам, впервые привезенные в Москву из петербургских коллекций, эскизы декораций, в том числе к балету Жар-птица, где, по оценке критиков, «три гения: Фокин, Стравинский и Головин — выступили как одно целое». Можно спорить, какая из сфер деятельности стала определяющей для Головина. Однако выделить, что здесь главное, а что производное, вряд ли возможно. Они все по сути своей синтетичны.
Третьяковская галерея
Александр Головин
Москва
До 24 августа