18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Парковые скульптуры усадьбы Архангельское вернутся на свои прежние места

№65
Материал из газеты

Реставрацию коллекции скульптур специалисты обещают завершить уже через год — к 100-летию музея

В Государственном музее-усадьбе «Архангельское» началась реставрация коллекции парковой скульптуры. Работы стали частью большого проекта, который завершится к 2025 году.

Коллекция парковой скульптуры насчитывает более 200 экспонатов. Большая их часть была заказана и приобретена в начале XIX века князем Николаем Борисовичем Юсуповым. Владелец усадьбы тщательно подбирал для Архангельского скульптуру разной жанровой тематики — здесь есть римские и греческие боги и герои, портреты философов и политических деятелей, многофигурные композиции большого размера, много анималистики. «В жанровом смысле у нас представлено практически все, что было характерно для садов и парков конца XVIII — начала XIX веков, — поясняет завсектором скульптуры и слепков музея-усадьбы Анна Кузнецова. — Например, одних только львов (а это особая для Юсупова тема) в коллекции 14. Все они разные по характеру и иконографически».

Большинство скульптур было изготовлено в мастерской Карла Пинно, итальянского мраморщика, работавшего в России. Но есть в коллекции и совсем старый подраздел, формировавшийся предыдущим владельцем усадьбы Николаем Алексеевичем Голицыным: львы в египетском стиле, боргезские борцы на большом зеленом партере, гермы. Часть собрания долгие годы обреталась в фондохранилище. К юбилею музея ее также планируют выставить в парке, сейчас скульптуры ждут своих постаментов. Эти статуи не подвергались воздействию окружающей среды и не требуют глубокой реставрации, в отличие от 137 скульптур, украшавших парк долгие годы. Именно последними уже занимаются специалисты компании «Практика реставрации».

Как рассказал генеральный директор компании, художник-реставратор Павел Шишмарев, сейчас в мастерские доставлено 68 скульптур. С остальными, как правило крупными ростовыми изваяниями, будут работать прямо в музее. «Скульптуры демонтировали с их мест, — поясняет Шишмарев, — привезли в мастерскую, сделали пробные расчистки. Проблем много: не только атмосферные и биологические загрязнения, но и трещины, и швы, и результаты прежних реставрационных работ, пришедшие в негодность».

Отдельного внимания требует структура мрамора. Исследование внутренней деструкции уже проводили в Архангельском специалисты Государственного НИИ реставрации лет 15 назад. Теперь его повторят и сопоставят результаты. Реставрационный совет будет решать и более тонкие методологические вопросы. «Технологии за последние 20 лет почти не изменились, — продолжает Шишмарев, — а вот вопросы экспозиции, подходов требуют обсуждения как в целом, так и по каждой скульптуре. До какой степени расчищать и восполнять утраты? На какой период времени? Будем ли мы использовать мрамор или минеральные восполнения? На какой основе будут сделаны склейки? Требуют замены и корродированные в процессе бытования внутренние крепежи, соединявшие скульптуры с постаментами». Консультантами проекта выступают руководитель отдела научной реставрации монументальной скульптуры ГосНИИР Елена Антонова и руководитель мастерской реставрации каменной скульптуры Центра им. И.Э.Грабаря Дмитрий Котов.

Прежних реставраций было две, первая случилась после 1812 года. Одно время в усадьбе квартировал Наполеон, но войска ушли, ничего не повредив. А вот крестьяне, пока хозяин поместья не вернулся, устроили бунт, разгромили дом и побили скульптуры — около 30 совсем новых бюстов, перед самой войной установленных Карлом Пинно. Крепостных Юсупов усмирил быстро, а для реставрационных работ пригласил, предположительно, того же Пинно. «Документальных свидетельств о проведенных работах не сохранилось, но кое-что мы все же можем сказать об их качестве, — поясняет Анна Кузнецова. — Тогда были перепутаны подставки под бюсты с надписями, путаница дошла до наших дней (например, женский бюст с подписью под ним „Аристомен“). Мы проведем отдельную работу, чтобы вернуть все на нужные места».

Вторая реставрация случилась после другой войны — в 1953–1954 годах. В военное время скульптуры, чтобы уберечь, закапывали в землю, но утрат было не избежать. Особенно страдали проблемные места: откалывались носы, уши, некоторые бюсты лишились голов. Научная реставрация длилась почти два года и включала склеивание фрагментов, глубокую очистку мрамора, восстановление утраченных мест. «Мы обязательно будем смотреть степень сохранности реставрационного материала, ведь его свойства со временем теряются, — говорит Павел Шишмарев. — Кое-где на склейках уже при перевозке появились трещины. Изменение цвета, плотности, появление мучнистости — все это признаки того, что требуется расклейка и замена старого материала на современный».

После реставрации скульптуры вернутся на свои места в парке. Для поддержания их в оптимальном состоянии Павел Шишмарев рекомендует проводить не только постоянный мониторинг, но и ежегодную водную расчистку, гидрофобные замеры на впитываемость поверхностью жидкости, биоцидную обработку. Анна Кузнецова поясняет, что вред порой наносят и посетители. «Тяжелый период был в 1990-е, когда музей был закрыт и местные жители нередко приходили по ночам, спихивали скульптуры с постаментов, — говорит хранитель. — Сейчас территория охраняется, публика изменилась, однако все равно приходится закрывать скульптуры в короба из специального стекла». Особой заботы требуют вазы: в них постоянно ска- пливается вода. Предполагается сделать в вазах цветочные вставки — такие были и при Юсуповых. Но это уже вопрос будущего, а впереди у реставраторов всего год, чтобы привести в порядок большую и уникальную коллекцию.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+