18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Записи на персональной стене, оставленные отшельником из сторожки

№65
Материал из газеты

В книге собраны мемуары и дневниковые заметки художника Никиты Алексеева, которые он несколько лет публикует в Facebook

В определении «художник, пишущий тексты» применительно к Никите Алексееву вместо запятой следует поставить знак равенства. Представитель московской концептуальной школы, активно работающий по сей день, до недавнего времени он был известен еще и как обозреватель и колумнист множества изданий. К тому же Алексеев едва ли не единственный на московской сцене, кто сегодня пишет мемуары. В 2008 году вышли «Ряды памяти» — почти классический образец жанра. Впоследствии его писательская активность сосредоточилась в Facebook, где он несколько лет публикует мемуарно-дневниковые заметки. Собранные и отредактированные Надеждой Гутовой, они и объединены под обложкой новой книги.

«Ряды памяти» были выстроены хронологически, биографию автора охватывали с рождения и до начала 2000-х и, помимо фактографии, представляющей исторический интерес, содержали множество лирических отступлений и весьма точных наблюдений касательно ситуации, актуальной на момент повествования. «В поисках Дерева-Метлы» объединила публикации в Facebook в 2017 году, и местами текст книги почти синхронен ленте информагентств. Закон о реновации, международные санкции, заявления первых лиц страны — эти события могли висеть «на стене» тысяч пользователей соцсети, но, собранные в книгу, эффект производят странный. О положении дел в мире узнавать из Facebook — это давно привычно, но ленту Facebook узнавать в тексте мемуаров — инверсия, не лишенная доли абсурда. Или духа времени.

Бытописание чередуется здесь с картинами из прошлого, внезапными, как флешбэки. Отвлеченные размышления — с травелогами. Путешествия занимают большую часть книги. Зиму художник проводит в Салониках, весну и лето — в Японии, где готовит проект. Японский сюжет в книге сквозной, хотя и остается, скорее, на уровне литературной отделки. Автор обильно цитирует японскую классику — даже в заглавие вынесено «дерево-метла» из «Повести о Гэндзи». А в предисловии автор переименовывает себя в «отшельника из Соломенной сторожки» (ставшего подзаголовком книги) подобно тому, как в конце 1980-х переименовал себя в Алексея Никитина.

«Мысли отшельника» можно читать в любой последовательности и с любой страницы. Их стиль — отстраненно-ироничный. Автор щеголяет эрудицией, радуется одним мелочам жизни, не жалея сарказма для других, совмещает несовместимые вещи, всерьез сравнивая походную палатку и готический собор, а происходящее в целом комментирует в духе описанной Виктором Агамовым-Тупицыным «абсурдности экзистенции как таковой».

Но наиболее целостным сюжетом книги остается документация Никитой Алексеевым процесса собственной работы как художника. Нередки здесь тезисные описания графических серий, «справки» о рисунках, созданных в день публикации записи в Facebook, рассказы о поездках за материалами по Москве. Это роднит издание с концептуальными проектами вроде числовых рядов Романа Опалки или «датированных картин» Он Кавары, которыми художники отмечали каждый прожитый день. Хотя от звания концептуалиста Алексеев методично открещивается («если я концептуалист, то Никас Сафронов тем более»). Как подчас и от принадлежности к современному искусству в целом. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+