Книге Валерия Дудакова «Коллекционеры» дан коммерчески привлекательный подзаголовок «Они были легальными миллионерами в СССР». С содержанием он мало связан — там речь идет вовсе не о накопителях художественного богатства, а об одержимых страстью собирательства, для кого любовь к искусству была важным, но не единственным стимулом создания коллекций, важна была и возможность жить в особом, замкнутом и несоветском мире.
Собранные в книгу 27 очерков о коллекционерах СССР (плюс один о современных — Тамазе и Ивете Манашеровых), возможно, были задуманы как цикл для какого-то периодического издания, поскольку все они одинаково небольшие и содержат повторяющиеся сведения, в том числе о самом авторе. Валерий Дудаков известен не только своим блестящим собранием, но и общественной деятельностью: в 1987 году он стал руководителем отдела частных коллекций и зарубежных выставок Советского фонда культуры, а позже главой Клуба коллекционеров изобразительного искусства. С рассказа о себе автор и начинает свою откровенно ностальгическую книгу, вспоминая времена, когда основными источниками пополнения коллекций были две московские комиссионки, наследники художников и внутренний обмен, а подделки изготовляли скорее из духа авантюризма, чем для наживы.
Среди героев сборника есть персоны известные, чьим собраниям были посвящены выставки и статьи: Георгий Костаки, Никита Лобанов-Ростовский, Игорь Санович, Соломон Шустер. Есть и менее прославленные, хотя коллекцию доктора физико-математических наук Абрама Чудновского Дудаков считает второй по полноте и качеству после собрания Костаки. А вот создателя онкоцентра Николая Блохина помнят вовсе не как успешного коллекционера. Но он был таковым благодаря материальной обеспеченности и «возможности получать задешево интересующие его произведения в силу специфики своей работы»; «собирательство скрашивало его досуг». Возникают и персонажи, знакомые лишь узкому кругу: «Торсуев, Безобразов, Свешников и еще два-три энтузиаста-спекулянта в 1960-х — начале 1970-х годов и составляли „антикварный рынок“ на всем пространстве Союза».
Юрию Торсуеву, «скорее дилеру и спекулянту», чем коллекционеру, наставнику автора в деле собирательства, посвящены лучшие страницы. Где честно сказано про умение не стесняясь «впаривать» и саморучно изготовлять «фальшаки», но зато «он относился к собирательству профессионально, страстно и иронично одновременно, и это придавало очарование его плутовству». Вот такие искренние характеристики придают обаяние и книге Дудакова.