18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера

В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн

Швейцарский арт-дилер и российский миллиардер оказались втянуты в спор о справедливой цене на полотна, каждое из которых стоит десятки миллионов евро. История звучит до боли знакомо? Между тем она не имеет ничего общего с тяжбой между Ивом Бувье и Дмитрием Рыболовлевым. Недавно в Женеве было возбуждено новое уголовное дело по жалобе, поданной в 2015 году неким промышленником из России, имя которого не разглашается. Он обвинил сотрудничавшего с ним арт-дилера в мошенничестве и заявил, что тот продавал ему по завышенным ценам произведения таких художников, как Пабло Пикассо, Анри Матисс и Альберто Джакометти.

По данным источников The Art Newspaper, неназванный российский коллекционер — не кто иной, как Владимир Щербаков, сколотивший капитал на автомобильной промышленности. Он основал в Калининграде предприятие по производству и сборке автомобилей «Автотор», которое на сегодняшний день является вторым по величине в России. Кроме того, он был последним заместителем премьер-министра СССР, а позднее стал доверенным лицом президента России Бориса Ельцина. Помимо этого Щербаков возглавлял Госплан СССР, а в 1991 году стал президентом Международного фонда содействия приватизации и иностранным инвестициям «Интерприватизация», который занимался приватизацией государственных предприятий в России и других бывших республиках СССР. Наши источники сообщают, что обвиняемый арт-дилер — это Тьерри Хобейка, ранее сотрудничавший с Жаном Крюжье.

Первое сообщение об этой тяжбе появилось в статье, опубликованной Tribune de Genève. В ней не назывались имена сторон, но уточнялось, что истец живет в швейцарском Колоньи. Ранее, в 2017 году, эта же газета писала о том, что сын Щербакова Сергей, нынешний глава «Автотора», приобрел за €48 млн одну из самых дорогих вилл на берегу Женевского озера в Колоньи. До него виллой, которую окрестили «холмом миллионеров», владела дочь одного из основателей группы Gunvor Геннадия Тимченко.

По имеющимся у TAN сведениям, Владимир Щербаков потратил на свою художественную коллекцию около €700 млн. Большая ее часть была приобретена при посредничестве Хобейки, который начал работать самостоятельно после смерти Крюжье в 2008 году. Российский коллекционер обвинил дилера в том, что тот продавал ему произведения искусства по завышенным ценам и даже скрывал их реальную стоимость в своей отчетности. Согласно материалам дела, попавшим в распоряжение Tribune de Genève, в сделках с российским миллиардером Хобейка присвоил под видом комиссии €38 млн, используя для этого офшорные компании Servin International, United Trade Development Company, Finatrading Development и Wang Tak Trading Development. По данным газеты, он заявил следователям, расследующим дело о мошенничестве, что использовал эти каналы в целях соблюдения конфиденциальности своего клиента.

Это дело отличается от тяжбы между Рыболовлевым и Бувье, поскольку, как сообщает близкий к следствию источник, Щербаков предусмотрительно попросил Хобейку подписать контракт персонального агента с установленной комиссией (Ив Бувье постоянно утверждает, что он действовал как независимый арт-дилер и потому имел право устанавливать комиссию по своему усмотрению). Несмотря на то что Бувье не является непосредственным фигурантом этого дела, он все-таки выступил в роли свидетеля, поскольку его компания действовала как эскроу-агент (третья сторона, наблюдающая за исполнением обязательств) при заключении сделок между сторонами. Кроме того, коллекция Щербакова находится в хранилищах компании Natural Le Coultre в женевском фрипорте, которая ранее принадлежала семье Бувье.

И Владимир Щербаков, и Тьерри Хобейка отказались давать комментарии для этого материала. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+