18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера

В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн

Швейцарский арт-дилер и российский миллиардер оказались втянуты в спор о справедливой цене на полотна, каждое из которых стоит десятки миллионов евро. История звучит до боли знакомо? Между тем она не имеет ничего общего с тяжбой между Ивом Бувье и Дмитрием Рыболовлевым. Недавно в Женеве было возбуждено новое уголовное дело по жалобе, поданной в 2015 году неким промышленником из России, имя которого не разглашается. Он обвинил сотрудничавшего с ним арт-дилера в мошенничестве и заявил, что тот продавал ему по завышенным ценам произведения таких художников, как Пабло Пикассо, Анри Матисс и Альберто Джакометти.

По данным источников The Art Newspaper, неназванный российский коллекционер — не кто иной, как Владимир Щербаков, сколотивший капитал на автомобильной промышленности. Он основал в Калининграде предприятие по производству и сборке автомобилей «Автотор», которое на сегодняшний день является вторым по величине в России. Кроме того, он был последним заместителем премьер-министра СССР, а позднее стал доверенным лицом президента России Бориса Ельцина. Помимо этого Щербаков возглавлял Госплан СССР, а в 1991 году стал президентом Международного фонда содействия приватизации и иностранным инвестициям «Интерприватизация», который занимался приватизацией государственных предприятий в России и других бывших республиках СССР. Наши источники сообщают, что обвиняемый арт-дилер — это Тьерри Хобейка, ранее сотрудничавший с Жаном Крюжье.

Первое сообщение об этой тяжбе появилось в статье, опубликованной Tribune de Genève. В ней не назывались имена сторон, но уточнялось, что истец живет в швейцарском Колоньи. Ранее, в 2017 году, эта же газета писала о том, что сын Щербакова Сергей, нынешний глава «Автотора», приобрел за €48 млн одну из самых дорогих вилл на берегу Женевского озера в Колоньи. До него виллой, которую окрестили «холмом миллионеров», владела дочь одного из основателей группы Gunvor Геннадия Тимченко.

По имеющимся у TAN сведениям, Владимир Щербаков потратил на свою художественную коллекцию около €700 млн. Большая ее часть была приобретена при посредничестве Хобейки, который начал работать самостоятельно после смерти Крюжье в 2008 году. Российский коллекционер обвинил дилера в том, что тот продавал ему произведения искусства по завышенным ценам и даже скрывал их реальную стоимость в своей отчетности. Согласно материалам дела, попавшим в распоряжение Tribune de Genève, в сделках с российским миллиардером Хобейка присвоил под видом комиссии €38 млн, используя для этого офшорные компании Servin International, United Trade Development Company, Finatrading Development и Wang Tak Trading Development. По данным газеты, он заявил следователям, расследующим дело о мошенничестве, что использовал эти каналы в целях соблюдения конфиденциальности своего клиента.

Это дело отличается от тяжбы между Рыболовлевым и Бувье, поскольку, как сообщает близкий к следствию источник, Щербаков предусмотрительно попросил Хобейку подписать контракт персонального агента с установленной комиссией (Ив Бувье постоянно утверждает, что он действовал как независимый арт-дилер и потому имел право устанавливать комиссию по своему усмотрению). Несмотря на то что Бувье не является непосредственным фигурантом этого дела, он все-таки выступил в роли свидетеля, поскольку его компания действовала как эскроу-агент (третья сторона, наблюдающая за исполнением обязательств) при заключении сделок между сторонами. Кроме того, коллекция Щербакова находится в хранилищах компании Natural Le Coultre в женевском фрипорте, которая ранее принадлежала семье Бувье.

И Владимир Щербаков, и Тьерри Хобейка отказались давать комментарии для этого материала. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+