Название выставки, с которой Государственный исторический музей включается в масштабное празднование 700-летия Сергия Радонежского (3 мая 1314 (условно) — 25 сентября 1392), говорит само за себя. Экспозиция «Обители преподобного Сергия» строится вокруг двух главных «героев»: самого христианского подвижника и его детища — основанного им Троицкого монастыря, который впоследствии стал Троице-Сергиевой лаврой.
Задавшись целью рассказать о вкладе Сергия Радонежского и его обители в русскую культуру, церковную и духовную жизнь, музейщики собрали вместе множество самых разнообразных экспонатов — от древних икон и рукописных книг до лубочных картинок и паломнических сувениров, которые в большом количестве производили в лавре в конце XIX века. «Отдельные, единичные предметы нам предоставили Музеи Кремля, Третьяковская галерея, Российская государственная библиотека, Российский государственный архив древних актов, другие музеи и учреждения, несколько частных коллекционеров, но в основном мы задействовали собственные богатейшие фонды, — рассказывает научный сотрудник ГИМ Елена Юхименко. — Многие из этих вещей выставляются впервые».
Важное место на выставке занимают памятники иконописи, лицевого шитья, меднолитой пластики, резьбы по дереву с изображением преподобного и сцен из его жития. Это и икона первой трети XV века «Богоматерь с младенцем на троне с предстоящим преподобным Сергием Радонежским», и вырезанные из кипариса складни, и небольшие образки, выполненные в технике драгоценной финифти.
О том, что святой — лицо реальное, историческое, напомнят, к примеру, книги, такие как принадлежавший ему Служебник (1380-е) или Служебник и Евангелие его ближайшего ученика и преемника, преподобного Никона Радонежского (конец XIV — начало XV века). Тут же будут представлены документы, связанные с историей Троице-Сергиевой лавры за огромный временной период — с XIV по ХХ столетие. Из них можно узнать подробности о 16-месячной осаде Троицкого монастыря польско-литовскими интервентами в начале XVII века и о его последующем возрождении при архимандрите Дионисии, о превращении монастыря в лавру при Елизавете Петровне в 1744 году, о переводе сюда в 1814 году Московской духовной академии, одного из крупнейших в России религиозных учебных заведений, и многое другое. Интересно будет проследить то, как менялся вид монастыря, по цветным миниатюрам из Лицевого жития преподобного Сергия (XVI в.), по картам, полотнам, графическим листам, выполненным в литографской мастерской Троице-Сергиевой лавры во второй половине XIX — начале XX века, и даже по изображениям на кузнецовском фарфоре.
«Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка», — писал историк Василий Ключевский. Сегодня память о выдающемся духовном учителе обрела твердый переплет: к открытию выставки выпущен прекрасный каталог.
Государственный исторический музей
Обитель преподобного Сергия
14 мая — 13 октября