18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей может обидеть каждый

Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить

Хочу сразу уточнить: я пишу не информационный текст, а колонку, то есть высказываю личное мнение, естественно, субъективное — другого личного мнения не бывает. 

В пятницу Третьяковская галерея устроила общественное обсуждение «Нужны ли правила музею?» в зале Врубеля. Так, с одной стороны, она ущемила права зрителей (они два часа не могли посмотреть на «Демона»), с другой — поставила себя в заведомо выгодное положение: хамить перед шедеврами труднее, чем в соцсетях. Просто невозможно. Одно дело грозить в виртуальном пространстве, другое — видеть, где именно ты собирался устроить флешмоб и нарочно говорить с друзьями, чтобы лично убедиться: выведут и оскорбят. Так же невозможно сказать в лицо сотрудникам Третьяковки, что они совок, желают видеть музей без посетителей (то есть дураки) и много денег (жадные до них) — не такие у сотрудников и сотрудниц музея лица.

Скандал в соцсетях, расскажу, если кто не знает, вспыхнул после того, как на Facebook человек, назвавший себя Tnargime Rǝnni, род занятий theater explorer, рассказал, как его выгнали из Третьяковской галереи, когда он объяснял увиденное двум друзьям. Смотрители и охрана посчитали дружескую беседу несанкционированной экскурсией, запрещенной музейными правилами. Я Tnargime Rǝnni не знаю, проверить его рассказ не могу — вел ли он экскурсию или дружески беседовал. Допускаю, что служители и охрана переусердствовали. Но выводы театрального исследователя вроде «Оказалось, что это целенаправленная охрана искусства от мнения, обсуждения и дискуссий» меня смешат. 

Однако не смешны последовавшие дискуссии. Оказалось, что многих в Третьяковке обидели — кого только что, кого давным-давно. Кого-то не обижали, но и это повод обличать в корысти и безмозглости и грозить Конституционным судом. 

Не буду перечислять все угрозы и обвинения, обрушившиеся на сотрудников галереи и ее директора. Многие просто неприличны, другие доказывают, что обвинители в музее были разве что в далекие школьные годы, потому что советуют, например, завести аудиогиды, которые давно в Третьяковке имеются. Мне хочется понять причину ненависти. 

На истоки ее при обсуждении (запись можно посмотреть на сайте галереи) указал доктор искусствоведения Алексей Лебедев, эксперт в музейном деле. Когда-то, передаю своими словами, музей был храмом и правила поведения в нем были строгие, потом его стали считать местом общения и пошли навстречу посетителю, зайдя, возможно, дальше разумного. Еще музей — это фирма, бренд, он должен зарабатывать и отвечать за свое имя и за все, что происходит в его стенах. Плюс к этому состояние общества. 

Но это проблема не только музея — выполнять все функции одновременно, но и зрителей. Они ждут и требуют от музея невозможного — идеального. Чтобы можно было говорить и сосредоточенно созерцать в тишине, развлекаться и вдумываться, иметь вышколенных и безупречно вежливых смотрителей и экскурсоводов на любой вкус. Директора, всегда готового навести порядок во всех залах одновременно и находить деньги на выставки и починку крыши. То есть музей должен и обслуживать посетителя как слуга народа, и духовно возвышать его, он ведь храм. Быть совершенным в несовершенном обществе. А Третьяковская галерея — да, этого не может. 

Как и ни один музей мира, особенно большой и посещаемый. И разговоры, что в Лувре разрешают все — я был, никто не выгонял, — тут не помогут. Лувр, особенно в зале с «Моной Лизой», — как трамвай в час пик и на храм никак не похож. Он демократичнее чем, например, Национальная галерея в Лондоне, Уффици во Флоренции или Прадо в Мадриде, но от толп там не продохнуть.

Ради разведения экскурсионных потоков в Лаврушинском Третьяковка и приняла новые правила. В чем они заключаются и какие в них внесены коррективы, можно прочитать на сайте галереи (раздел «Посетителям»). Про волнующих многих вопрос, что такое экскурсия для одного человека, на обсуждении был дан ответ. Если вы постоянно, даже ежедневно, появляетесь в залах музея в Лаврушинском со своим другом или родственником, у вас, как у Деточкина, их много, то вас сочтут ведущим экскурсии. Как правило, таких людей в музее знают в лицо. Что касается групп студентов профильных и непрофильных вузов, а также школьников, то их просят заранее регистрироваться, это необходимо для соблюдения порядка в тесных залах музея. Плата за экскурсии будет отменена.

И последнее. Tnargime Rǝnni в своем незабвенном посте написал, что, выдворив его, Третьяковка разом зачеркнула все хорошее, что делала многие годы. А я вот готова ей многое простить — как же жить не прощая! — за отличные выставки, за смелые эксперименты, за патриотизм, отличный от воинственного официального, за стремление меняться и верность традициям. Потому что хочется, согласитесь, привести детей и внуков в то же место, где ты был когда-то потрясен «Демоном». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+