Алюминиевый цилиндр-чан, здание из черного стекла, современный бельведер, воссозданный усадебный дом в окружении идиллических виноградников и большие красные буквы Art Russe в глубине – так выглядит последний проект знаменитого Жана Нувеля, который он лично представил в Сент-Эмильоне на прошлой неделе.
Château La Grace Dieu Des Prieurs находится в самом сердце винной дороги Бордо – между коммуной Помероль и городком Сент-Эмильон, по соседству с самыми знаменитыми виноградарскими хозяйствами. Небольшое имение (вместе с виноградниками оно занимает всего 9 гектаров) было основано в 1885 году, а вина под маркой Grace Dieu des Prieurs начали бутилировать с 1958 года. И несмотря на то, что винодельня пользовалась хорошей репутацией у знатоков Бордо, в последнее время она нуждалась в модернизации.
Жизнь хозяйства изменилась в 2014 году, когда шато приобрел российский предприниматель и коллекционер Андрей Филатов. Он пригласил именитого Луи Митжавиля улучшить процесс создания вин, а превратить шато в арт-объект и современное производство предложил не кому иному, как Нувелю.
По признанию самого Андрея Филатова, идея пригласить Жана Нувеля пришла ему после того, как он познакомился с архитектором лично на стройке Лувра-Абу-Даби несколько лет назад, и был впечатлен грандиозностью проекта. И один из самых востребованных на сегодняшний день в мире архитекторов, как ни удивительно, с радостью откликнулся на предложение. По словам Нувеля, это уже четвертый его подобный «агрикультурный» проект во Франции (в его послужном списке - Chateau La Coste в Провансе и Château Lagrézette в Каоре), и второй в Сент-Эмильоне – в 2013 году он модернизировал Шато La Dominique в 2 км отсюда.
По словам мастера, он, «как любой француз, гедонист и считает вино источником жизни». Сам Нувель родился недалеко от Бордо, в городке Фюмель рядом с Каором, и ему «близка та культурная составляющая, воздать должное которой попросил заказчик». И поскольку виноградники Сент-Эмильона находятся в списке памятников всемирного наследия ЮНЕСКО, Нувелю приходилось работать в условиях ограничений и согласований с мэрией и международной организацией.
«Архитектура - это как раз искусство игры с ограничениями, - говорит архитектор. ЮНЕСКО следит за тем, чтобы мы не уничтожили историческое наследие и это хорошо. Но дело не только в том, чтобы все это оставить в формалине. Архитектура – это процесс создания нового, мы не можем бесконечно копировать. Хотя, конечно, новые объекты вызывают недовольство. Но об архитектуре не судят в момент ее создания и в горячем состоянии, ее нужно оценивать и она сама себя оценивает со временем».
Идея Жана Нувеля состояла в том, чтобы модернизировать производство и принести новые технологии в историческое виноградарское хозяйство, а также отразить взаимопроникновение двух культур – французской и русской. Главным объектом стал гравитационный погреб: постройка цилиндрической формы напоминает гигантский чан для ферментации, а на его стенах нанесены архивные и современные фотографии людей, которые работали на производстве. Внутри на полу яркий портрет Юрия Гагарина – он отражается во всех расположенных по кругу чанах.
«Архитектура не существует сама по себе, она возникает из отношений, которые строит архитектор с окружающей средой. Этот проект был создан, чтобы показать работу винодельческого хозяйства на каждом этапе его жизни, в каждом элементе я старался воздать должное виноделию, русскому искусству и французским традициям. Архитектура существует, чтобы удовлетворять технические потребности и приносить эстетическое удовольствие. Эти здания показывают, что хозяйство живет и будет жить, потому что оно использует средства технического прогресса и эволюции, сохраняя при этом традиции. И я надеюсь, что создал очередной шедевр в коллекции Андрея», - прокомментировал свое творение Нувель.
Что касается русского искусства, оно в буквальном смысле стало неотъемлемой частью хозяйства – именно под маркой Art Russe Андрей Филатов выпускает бутылки гран-крю, а на каждой из них красуется этикетка с произведением из его собственной коллекции, будь то «В. И. Ленин провозглашает советскую власть» Владимира Серова или «Богатыри» Виктора Васнецова. Таким образом, Филатов, по его словам, пытается не только познакомить людей со всего мира с искусством из России, но и повысить интерес к нему, а, следовательно, и стоимость своего собрания.