18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Великий Гэтсби» скроен по лекалам ар-деко. В его создании участвовали сразу три модных дома

№13
Материал из газеты

Неудивительно, что фильм ждут не только зрители, но и специалисты по моде

Премьера фильма База Лурмана по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда уже переносилась. Изначально кинокартину, снимавшуюся в Сиднее, планировали показать еще в августе прошлого года. Назначена и новая дата — 10 мая, и, вне сомнений, дебют картины привлечет внимание не только кинокритиков, но и специалистов в области моды. За женские костюмы в «Великом Гэтсби» отвечали сразу два знаменитых родственных итальянских дома — Prada и Miu Miu, а за мужской гардероб — великая американская марка Brooks Brothers, открывшая, кстати, месяц назад свой первый магазин в Москве. С таким fashion-составом «Великий Гэтсби» рискует, в хорошем смысле слова, оказаться самым костюмным фильмом 2013 года.

Писать о том, каким же будет гардероб, сегодня, еще до выхода картины в мировой прокат, весьма легко. Эпоха ар-деко — время действия романа и фильма — сама по себе столь плодовита и настолько значительна с эстетической точки зрения, что ошибиться хоть в маленькой детали таким титанам, как Миучча Прада и марка Brooks Brothers, ведущая свою историю с 1818 года, было бы очень трудно. Здесь справились бы и более мелкие мастера, что уж говорить о Праде, великой и совершенно неутомимой создательнице моды образов, и о президентских и голливудских портных из Brooks Brothers, в манхэттенском магазине которых начинал карьеру Ральф Лорен, этот образцовый обитатель мира классической американской мечты.

Итак, что такое женский костюм эпохи ар-деко? Во-первых, это явление другой фигуры: на стилистической арене — худосочная, словно папироса, женщина-гарсон, сексуальный объект без талии, груди и бедер. Ее новая женственность — в развязной смелости, а ее инновационное очарование — в повышенной независимости. И смысл ее маленькой женской жизни ровно такой же, как и жизни мужчины тех лет: провести время «между двух войн» как можно более весело. И во-вторых, новая женская фигура требует и нового костюма, новых часов и драгоценностей. Именно отсюда, из сверкающего бокала с пряным коктейлем, и появляется новый адский fashion-дух, главная единица, главный атом женского гардероба всех экранизаций романа Фицджеральда — женское платье для коктейля. У Миуччи Прады довольно строгие коктейльные платья носят более пышный, даже какой-то барочный, явно мелодраматический, птичий характер: множество отделки, экзотические перья, тесьма, стеклярус, яркие ткани, пайетки, бахрома, атласные банты и уж совсем нетипичное для веселой эпохи кружево. К такому театральному оперению предлагается масса аксессуаров: украшения для волос (платки, ювелирные ленты бандо, огромные заколки), драгоценности (браслеты на запястья, длинные сотуары из фальшивого жемчуга, с ярким стразом на конце), а также бесчисленные шляпы. На аксессуарный ряд был сделан явный акцент, и такой ход не случаен: в последние годы под брендом Prada стали появляться многочисленные и чрезвычайно обильные на детали драгоценные изделия.

Если сравнивать эти вещи с теми костюмами, что носила сыгравшая Дэйзи Миа Фэрроу в экранизации «Гэтсби» 1974 года, то разница будет довольно очевидной. Вещи 40-летней давности ведут свое происхождение скорее от мюзик-холла, в то время как нынешняя одежда более салонна и чопорна. Костюмы работы родственной для Prada марки Miu Miu носят в фильме все женские героини, кроме Дэйзи (Кэрри Маллиган). Идеологические отличия стиля Prada от Miu Miu заметны даже здесь. Дом Prada — модный застройщик, модный девелопер, трендсеттер, дом Miu Miu — оригинальный обыватель. Гардероб от Miu Miu чуть деловит, менее подробен: ему свойственна сухопарость, относительная лаконичность, преобладание силуэта и цвета над пышным миром деталей. Дейзи, которая носит Prada, сложна, а другие дамы попроще и поплоще будут — об этом словно говорит подобная расстановка fashion-сил.

Костюмный мир мужчин в «Великом Гэтсби» был сформирован классической американской маркой одежды и аксессуаров Brooks Brothers. История этого бренда богата на мировые события: именно в черном фраке Brooks Brothers в 1865 году был застрелен в театральной ложе 16-й президент США Авраам Линкольн (и в знак памяти портные с 1865 по 1998 год, почти 150 лет, не выпускали черной одежды!). Сие печальное событие не заставило конституционных наследников Линкольна навеки отказаться от услуг нью-йоркских портных: костюмы Brooks Brothers носили Гувер, Рузвельт, Кеннеди, Никсон, Форд, Буш-старший и Клинтон. Действующий президент США Барак Обама согревался во время инаугурации 2009 года с помощью пальто, перчаток и шарфа этого дома. Но признать марку сугубо официальной, формальной, офисной было бы глубоко неправильным. Brooks Brothers охотно носила кинематографическая элита США — от Кларка Гейбла до Бена Аффлека (еще одним знаменитым клиентом из мира искусств был Энди Уорхол). К тому же портные Brooks Brothers не чужды кинематографическим процессам: тот же Бен Аффлек носил одежду бренда в «Перл-Харборе», Уилл Смит — в «Али», Дэнзел Вашингтон — в «Больших спорщиках», а Джордж Клуни — в картине «Мне бы в небо».

Ключевыми эпохами для Brooks Brothers следует признать начало XX века (именно эти портные представили в США английские галстуки, рубашки розового цвета, а также изобрели воротник на пуговицах), период ар-деко, а затем 1940-е — годы формирования более брутального и одновременно романтичного послевоенного мужского костюма. Конечно, мужская одежда в «Великом Гэтсби» не столь разнолика, цветаста и разнообразна, как одежда женская, — мужчины остаются здесь охотниками. Но даже в этих, несколько скованных гендерных условиях портные смогли составить большую палитру. Элегантные твидовые тройки, черные с искрой фраки, спокойные дневные костюмы из ткани цвета «серый металлик», словно символизирующей холодную стать больших американских денег.

Новый «Великий Гэтсби» с костюмной точки зрения — не вернейшая fashion-энциклопедия, но, вне сомнений, маленький учебник модных боевых искусств.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+