18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Великий Гэтсби» скроен по лекалам ар-деко. В его создании участвовали сразу три модных дома

№13
Материал из газеты

Неудивительно, что фильм ждут не только зрители, но и специалисты по моде

Премьера фильма База Лурмана по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда уже переносилась. Изначально кинокартину, снимавшуюся в Сиднее, планировали показать еще в августе прошлого года. Назначена и новая дата — 10 мая, и, вне сомнений, дебют картины привлечет внимание не только кинокритиков, но и специалистов в области моды. За женские костюмы в «Великом Гэтсби» отвечали сразу два знаменитых родственных итальянских дома — Prada и Miu Miu, а за мужской гардероб — великая американская марка Brooks Brothers, открывшая, кстати, месяц назад свой первый магазин в Москве. С таким fashion-составом «Великий Гэтсби» рискует, в хорошем смысле слова, оказаться самым костюмным фильмом 2013 года.

Писать о том, каким же будет гардероб, сегодня, еще до выхода картины в мировой прокат, весьма легко. Эпоха ар-деко — время действия романа и фильма — сама по себе столь плодовита и настолько значительна с эстетической точки зрения, что ошибиться хоть в маленькой детали таким титанам, как Миучча Прада и марка Brooks Brothers, ведущая свою историю с 1818 года, было бы очень трудно. Здесь справились бы и более мелкие мастера, что уж говорить о Праде, великой и совершенно неутомимой создательнице моды образов, и о президентских и голливудских портных из Brooks Brothers, в манхэттенском магазине которых начинал карьеру Ральф Лорен, этот образцовый обитатель мира классической американской мечты.

Итак, что такое женский костюм эпохи ар-деко? Во-первых, это явление другой фигуры: на стилистической арене — худосочная, словно папироса, женщина-гарсон, сексуальный объект без талии, груди и бедер. Ее новая женственность — в развязной смелости, а ее инновационное очарование — в повышенной независимости. И смысл ее маленькой женской жизни ровно такой же, как и жизни мужчины тех лет: провести время «между двух войн» как можно более весело. И во-вторых, новая женская фигура требует и нового костюма, новых часов и драгоценностей. Именно отсюда, из сверкающего бокала с пряным коктейлем, и появляется новый адский fashion-дух, главная единица, главный атом женского гардероба всех экранизаций романа Фицджеральда — женское платье для коктейля. У Миуччи Прады довольно строгие коктейльные платья носят более пышный, даже какой-то барочный, явно мелодраматический, птичий характер: множество отделки, экзотические перья, тесьма, стеклярус, яркие ткани, пайетки, бахрома, атласные банты и уж совсем нетипичное для веселой эпохи кружево. К такому театральному оперению предлагается масса аксессуаров: украшения для волос (платки, ювелирные ленты бандо, огромные заколки), драгоценности (браслеты на запястья, длинные сотуары из фальшивого жемчуга, с ярким стразом на конце), а также бесчисленные шляпы. На аксессуарный ряд был сделан явный акцент, и такой ход не случаен: в последние годы под брендом Prada стали появляться многочисленные и чрезвычайно обильные на детали драгоценные изделия.

Если сравнивать эти вещи с теми костюмами, что носила сыгравшая Дэйзи Миа Фэрроу в экранизации «Гэтсби» 1974 года, то разница будет довольно очевидной. Вещи 40-летней давности ведут свое происхождение скорее от мюзик-холла, в то время как нынешняя одежда более салонна и чопорна. Костюмы работы родственной для Prada марки Miu Miu носят в фильме все женские героини, кроме Дэйзи (Кэрри Маллиган). Идеологические отличия стиля Prada от Miu Miu заметны даже здесь. Дом Prada — модный застройщик, модный девелопер, трендсеттер, дом Miu Miu — оригинальный обыватель. Гардероб от Miu Miu чуть деловит, менее подробен: ему свойственна сухопарость, относительная лаконичность, преобладание силуэта и цвета над пышным миром деталей. Дейзи, которая носит Prada, сложна, а другие дамы попроще и поплоще будут — об этом словно говорит подобная расстановка fashion-сил.

Костюмный мир мужчин в «Великом Гэтсби» был сформирован классической американской маркой одежды и аксессуаров Brooks Brothers. История этого бренда богата на мировые события: именно в черном фраке Brooks Brothers в 1865 году был застрелен в театральной ложе 16-й президент США Авраам Линкольн (и в знак памяти портные с 1865 по 1998 год, почти 150 лет, не выпускали черной одежды!). Сие печальное событие не заставило конституционных наследников Линкольна навеки отказаться от услуг нью-йоркских портных: костюмы Brooks Brothers носили Гувер, Рузвельт, Кеннеди, Никсон, Форд, Буш-старший и Клинтон. Действующий президент США Барак Обама согревался во время инаугурации 2009 года с помощью пальто, перчаток и шарфа этого дома. Но признать марку сугубо официальной, формальной, офисной было бы глубоко неправильным. Brooks Brothers охотно носила кинематографическая элита США — от Кларка Гейбла до Бена Аффлека (еще одним знаменитым клиентом из мира искусств был Энди Уорхол). К тому же портные Brooks Brothers не чужды кинематографическим процессам: тот же Бен Аффлек носил одежду бренда в «Перл-Харборе», Уилл Смит — в «Али», Дэнзел Вашингтон — в «Больших спорщиках», а Джордж Клуни — в картине «Мне бы в небо».

Ключевыми эпохами для Brooks Brothers следует признать начало XX века (именно эти портные представили в США английские галстуки, рубашки розового цвета, а также изобрели воротник на пуговицах), период ар-деко, а затем 1940-е — годы формирования более брутального и одновременно романтичного послевоенного мужского костюма. Конечно, мужская одежда в «Великом Гэтсби» не столь разнолика, цветаста и разнообразна, как одежда женская, — мужчины остаются здесь охотниками. Но даже в этих, несколько скованных гендерных условиях портные смогли составить большую палитру. Элегантные твидовые тройки, черные с искрой фраки, спокойные дневные костюмы из ткани цвета «серый металлик», словно символизирующей холодную стать больших американских денег.

Новый «Великий Гэтсби» с костюмной точки зрения — не вернейшая fashion-энциклопедия, но, вне сомнений, маленький учебник модных боевых искусств.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+