18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху

№65
Материал из газеты

Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?

Советский европеец

Судьба Дмитрия Филипповича Цаплина (1890–1967) и его наследия трагична и абсурдна одновременно — впрочем, у советских скульпторов, далеких от монументального официоза, редко бывало иначе. Художник, искренне веривший в Ленина и революцию, оказался не нужен системе. Самоучка из семьи крестьянина Саратовской губернии, Цаплин был обязан советской власти фактически всем. Единственным его формальным образованием был год в Саратовских художественных мастерских, куда он пришел уже сложившимся мастером. Свои первые небольшие работы он сделал еще солдатом в окопах Первой мировой. В 1925 году Цаплин переехал в Москву, участвовал в выставках Ассоциации художников революционной России (АХРР) и Общества русских скульпторов (ОРС), за два года провел две персональные выставки. Одна из них привлекла внимание наркома просвещения Анатолия Луначарского — он отправил скульптора в командировку за границу для продолжения образования. Цаплин поселился в Париже, свел там знакомство с Пабло Пикассо и Осипом Цадкиным, общался с Федором Шаляпиным и даже создал его бюст — ныне он хранится в саратовском музее.

Во время своих странствий Цаплин успел обзавестись семьей — женился на журналистке, переводчице, а впоследствии певице Татьяне Лещенко (позднее — Лещенко-Сухомлиной), отбив ее у мужа-американца Бенджамена Пеппера, сотрудника «Джойнта» — Американского еврейского объединенного распределительного комитета, сделавшего невероятно много для оказания помощи голодающему Поволжью. В 1931 году в Париже у Дмитрия и Татьяны родилась дочь Вера, которую родители из-за ее типично русского личика с ходу переименовали в Аленушку. В семейном кругу ее продолжали называть Аленой до конца жизни.

Из Парижа Цаплин с семьей переехал в Испанию, жил на острове Мальорка — в работах того времени искусствоведы усматривают влияние традиционной каталонской скульптуры. Его выставки в Лондоне, Мадриде и Париже удостаивались восторженных отзывов прессы. Оно и неудивительно: работы Цаплина идеально вписываются в традицию европейского ар-деко. Стиль, царивший в ту пору по обе стороны Атлантики, оказался близок русскому скульптору настолько, что верность ему он сохранил на десятилетия. При этом созданные за границей скульптуры Цаплин продавал неохотно, берег их для Советской России. Об их сохранности он заботился всерьез. Изобрел собственную пропитку для древесины — его скульптуры по сию пору не по зубам жучку. Сейчас за границей работ почти не осталось, лишь одна оказалась в Тейт Модерн. 

В 1935 году Дмитрий Цаплин вернулся в СССР, везя с собой солидный багаж скульптур и надежд. Судьба его сложилась по тем временам благополучно: в отличие от других «возвращенцев» вроде художника Василия Шухаева, он не был репрессирован (правда, уже в 1947 году в ГУЛАГ попала Татьяна Лещенко). Через три года после его возвращения в Советский Союз скульптору дали квартиру на Тверской и большую мастерскую на задворках ГУМа. Там бывали Владимир Татлин, Александр Тышлер, Роберт Фальк, с которыми Цаплин дружил, а еще чиновники, представители богемы и целое поколение молодых литераторов и художников. Одним из них был Леонид Соков, не раз признававшийся в интервью, что после посещения мастерских Цаплина и Василия Ватагина понял, что скульптор может жить и зарабатывать, фактически не соприкасаясь с пропагандистской машиной.

В печати Цаплина обвиняли в формализме, заказов ему не давали, выставок не было. Но он нашел свою нишу — анималистику. Спрос на изображения животных в СССР был бесперебойным. В постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи представлены его фигуры рыб, зверей и птиц. На досуге он резал полые деревянные головы Ленина и Маркса и скульптуры-аллегории, сейчас известные под условными названиями вроде «Встающий», «Атланты» или «Из космоса». Несмотря на их подчеркнуто несоветскую эстетику, по воспоминаниям наследников, интерес к скульптору со стороны государства все-таки был: с предложениями о покупке работ обращались и музеи, и различные советские организации. Произведения Цаплина, в основном портреты, есть в Государственном Русском музее и московском Музее В.В.Маяковского, музеях Астрахани, Барнаула, Курска, Риги и Саратова. Могло быть и больше, однако в СССР, как и за границей, Цаплин очень неохотно расставался со своими работами. Получая запрос на покупку той или иной вещи, он нередко выставлял непомерные цены, которые иначе как запретительными назвать нельзя.

В скульптурах Цаплина, предпочитавшего всем материалам дерево, сохранялись типичные для ар-деко обобщенность форм, энергия порыва, устремленность ввысь. Экспериментировал он и с абстракцией — делал скульптуры из стекла, ныне исчезнувшие. Впрочем, такова же участь абсолютного большинства его произведений.

Беспризорное наследство

Машинописный каталог так и не состоявшейся посмертной выставки Дмитрия Цаплина в Третьяковской галерее включает десятки названий работ, следы которых потеряны безвозвратно. После смерти скульптора в 1967 году официальной наследницей стала его дочь Вера-Алена. Человеком она, по воспоминаниям родных, была непростым, отношений с другими родственниками не поддерживала. Мастерская еще при ее жизни оказалась разграблена. «Маленькие скульптуры просто растащили. То, что уцелело, хранилось в подвале», — рассказывает старший научный сотрудник отдела скульптуры XX века Третьяковской галереи Елена Бушуева. В начале 2000-х годов работы вывез из подвала скульптор Владимир Буйначев, считающий Цаплина своим учителем, и его коллеги, члены Объединения московских скульпторов. Произведения нашли приют в помещениях объединения: какие-то стояли в коридорах, какие-то — в цехах, а каменный «Витязь» прямо во дворе.

В 2013 году дочь Цаплина погибла, став жертвой «черных риелторов». Преступникам удалось завладеть ее квартирой на Тверской. На счету банды было не одно подобное убийство. Когда после долгих судебных разбирательств родственники смогли попасть в квартиру, она была пуста: работ Цаплина там уже не было, бумаги из семейного архива были свалены в кучу на балконе. Архив этот наследники согласились передать Третьяковской галерее. Туда же после долгих переговоров с объединением скульпторов отправились и уцелевшие произведения. Как вспоминает советник директора музея Фаина Балаховская, стоявшего во дворе «Витязя» еле нашли под огромным сугробом: «Помогло то, что мы уже были там осенью и помнили, где он стоит». Специально по этому случаю в здании Новой Третьяковки на Крымском Валу обустроили запасник — до сих пор помещения, где можно хранить трехметровые скульптуры, в галерее не было.

Две работы — «Встающий» и «Красноармеец» — недавно перешли в собственность музея: одну удалось выкупить на деньги, собранные спонсорами, другую наследники подарили. Скоро Третьяковка приступит к их реставрации. После 15 лет хранения в неподходящих условиях скульптурам она жизненно необходима. У некоторых деревянных работ откололись выступающие части — вместе со скульптурами в запасник привезли ящик с обломками. Складывать этот пазл придется еще не один месяц.

Остальные 24 произведения хоть и хранятся в музее, но остаются в собственности родственников скульптора. В Третьяковской галерее надеются, что с помощью меценатов удастся выкупить хотя бы половину. Об этом же мечтают и наследники Цаплина. Передать все работы музею в дар родственники себе позволить не могут: судебный процесс был долгим, мучительным и недешевым. «Они не стремятся на этом заработать, но им нужно расплатиться с долгами», — признается Балаховская. Судьба скульптур по-прежнему туманна.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+