Виктор Разгулин
Художник
17 июня 1948 родился в Городце, крупном центре народного творчества на Волге
Начал заниматься живописью в студии под руководством известного нижегородского художника Юрия Либерова
1974–1978 учился в Ленинградском художественном училище им. В.А.Серова
1982 член Союза художников СССР
1991 член Московского союза художников
2011 академик Российской академии художеств (отделение живописи)
Произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, крупнейших региональных музеев России, зарубежных музеев и в частных коллекциях
Живет и работает в Москве, Переславле-Залесском, Гурзуфе
Взять интервью у Виктора Разгулина непросто. Есть художники, которые охотно разговаривают о своем творчестве, о своей жизни, рады объяснить темные места своих картин, расставить верные акценты. Разгулин — человек молчаливый. Когда речь идет о его творчестве, он пожимает плечами, предоставляя зрителю-собеседнику самому разбираться в мешанине пятен и красок на изящных холстах «французского формата» — как у Сезанна, ван Гога, Матисса. Картины красноречивее, чем автор. Разгулин говорит мало. Он не рассказывает случаев из жизни. И ни о ком не отзывается плохо.
Виктор Николаевич, я помню ваш рассказ о том, как вы начали рисовать. Кажется, на крышке стола?
Да, правда, это еще в Городце было. У нас в комнате стоял старинный обеденный стол. Овальный, интересной формы. Резные ножки. Помню, что на нем рисовал, когда был маленький. Я потом его обнаружил, когда мы переехали в Заволжье. Крышка вся была мной изрисована.
Сколько вам лет тогда было?
Да я не помню! Года два, три, четыре, пять? Не помню, когда начал заниматься творчеством.
А кисти-краски когда появились?
А вот это интересно. Из Городца переехали в Заволжье. Там строили Волжскую ГЭС, и мой отец был занят на строительстве. И вот там одноклассник мне как-то предложил шикарные французские краски и кисти. У них на квартире жил какой-то художник из Москвы, все это после него осталось. Так впервые у меня появились краски. Они были уже начатые. Хорошие. Потом я сам покупал. У нас в книжном магазине был прекрасный отдел, где продавалась куча красок. Всегда покупал помногу. Я их не жалел.
До сих пор, по-моему.
Да, у меня и до сих пор их много.
А первым учителем кто был? Вы говорили, что попали к художнику Либерову. Это классе в седьмом?
Да нет, когда рисование началось — классе в пятом. Что Юрий Дмитриевич (Юрий Либеров (1939–1951), член Союза художников России. — TANR) вел рисование в школе, мне очень повезло.
А в изостудии я сначала не учился. Я пошел поступать, но меня туда не взяли. Меня вообще сразу никогда никуда не брали. Даже в спортивную секцию. Ни в художественное училище, ни на выставки. Меня и здесь сначала на выставки не брали. Со временем, потихонечку начали брать, брать, брать, а потом уже без меня не обходилось. Мне даже кажется теперь, что это хороший знак, когда сразу куда-нибудь не берут.
Потом я уже поступил в изостудию, и Либеров взял меня в свою школу. Я когда пришел, там уже кончили гипсы рисовать и стали ездить на натуру, натюрморты ставить. Я сразу и начал вот с этого. Юрий Дмитриевич что-то рассказывал, но манера обучения была такая: он ничего не объяснял, а просто показывал на какое-то пятно и говорил: «Вот здесь у тебя получилось». Сиди и думай: что у тебя получилось? Но когда сам додумаешься — это самое ценное.
Вы поехали потом в Ленинград поступать в художественное училище. Поступили не сразу. Вернулись. Что делали в Нижнем? Работали?
Ну да, работал, на заводе художником-оформителем. Что об этом писать? И поступал каждый год сначала в институт, потом в училище. Там в разное время были экзамены. У меня быстро набралось большое количество поступлений. Я рисовал-то уже так, как мне хотелось, а там не нравилось — чужой какой-то. И никак не мог сдать историю СССР. Как можно запомнить, сколько тракторов к какому съезду надо выпустить?!
Как же вы все-таки преодолели этот порог?
Шпаргалку написал очень подробную. Повезло: удалось все по ней ответить.
А факультет вы выбрали дизайнерский, чтобы жить не мешали?
Да, я, во-первых, композицию делать очень не хотел. Надо было с рабочими, с крестьянами делать. А потом, там времени больше было. Количество живописи и рисунка было такое же, преподаватели те же, а времени было больше. В свободное время я писал, рисовал, как мне нравилось. Дизайн пригодился в жизни для общего развития. Взгляд такой дает — со стороны…
Часто слышала от вас фамилии художников: Егошин, Бордей… С ними вы познакомились уже в Ленинграде?
Нет, Бордей (Олег Бордей (1916–1992). —TANR) — это нижегородский художник, очень известный. Олег Григорьевич был замечательный интеллигентный человек. Там сейчас есть даже фонд его имени. Он дружил со многими московскими художниками, и с Егошиным (Герман Егошин (1931–2009), один из участников выставки группы «Одиннадцать». — TANR). Я приезжал в Нижний, приходил к нему в мастерскую, мы разговаривали. Я так учился.
А Серафим Павловский?
Напрямую я с Павловским (Серафим Павловский (1903–1989), выпускник Вхутемаса, ученик Константина Истомина. — TANR) не занимался, но бывал на его семинарах. У него было много учеников. Его забыли как-то незаслуженно. Он разрабатывал систему технологии живописи, у него были рукописи, он пытался их издать. Как-то жаловался, что отдал в редакцию рукопись, которая называлась «Образ цвета», а редактор и говорит: «Какой еще „образ цвета“?! Не может такого быть!» — вернули, не читая. Он был удивительный человек, интеллигентный, эрудированный. Общение с ним было для меня важным.
Чтобы закончить тему учителей, расскажите про художников, с которыми вы не были знакомы, но у которых учились.
Ну, вы знаете, искусствоведы, чтобы проще и понятнее было, обязательно с кем-нибудь сравнивают. У меня есть даже список тех, на кого я похож. Иногда очень неожиданные имена бывают. Вот, елки, список-то потерял! Я их коллекционирую. Уже к 30 тянет. Но все хорошие!
А как вы попали в Переславль? В вашей живописи это отдельная тема.
Он особенный. Место такое… Озеро. Там атмосфера сохранилась. Тихая речка. Спокойно. Провинциально, но более ярко. Там дольше все сохранилось. Электрички и автобусов не было — трудно было добираться. И народ хороший. Всё вместе, в общем. Там много художников, про которых я точно знаю, что они художниками стали в Переславле.
Еще была тема у вас в живописи — Средняя Азия. В Бухару вы попали в начале 1980-х, выполняя заказ.
Да, был пейзажный заказ. А я туда попросился: давно мечтал съездить в Среднюю Азию.
Что такое «пейзажный заказ»?
Ну как? Пейзаж для клуба какого-нибудь написать, чтобы висел там и украшал. Я приехал в какой-то колхоз под Бухарой. В Ленинграде зима еще, а там уже помидоры лежат розовые… Я там поправился, прогрелся на солнце, простуда вся прошла.
А пейзаж написали? Он в клубе так и остался?
Понятия не имею. Может, крышу покрыли. Это был, по-моему, задник на сцену. Восемь метров живописи. А мне это помогло. Был момент, когда я очень дробно писал. Так вот, это помогло научиться обобщать. Помню, как в первый раз эскиз показывал. Художественный совет. Сидят, чай пьют. Я показываю. Они застыли, чай перестали пить, рты открываются: «Ну че ты принес-то?» Но все равно утвердили.
Сразу?
Да нет, пришлось переделывать раза два или три. А я писал как для себя совершенно.
Вы не только делали эскиз, но и сами все восемь метров писали?
Да, сам, конечно. Комбинат (Всесоюзное художественно-производственное объединение им. Е.В.Вучетича — структура при Министерстве культуры СССР, ведавшая заказами на производство художественной продукции, организатор выставок в СССР и за рубежом. — TANR) давал заказы, на это и жили. Сдавали в год одну работу, может быть, две. Можно было не брать советские темы, а взять пейзаж, натюрморт, сказки. Мне это помогло в какой-то момент.
В 1990 году у вас прямо с выставки купили работы в коллекцию Третьяковской галереи. Сам директор Третьяковки Юрий Королев. Что это была за выставка?
Да тут где-то афиша висела на двери... Были Лубенников, Андронова Маша, Светлицкий. Много… Выставка 19 художников.
Московская живописная школа, колористическая, вам оказалась ближе, чем ленинградская?
Да, мне кажется, что ленинградская какая-то не живописная. Этому там, по-моему, способствует исторический рельеф. Сам город, видно, располагает. Старых я не беру, говорю про современных. Хотя там всегда были живописцы. Но в Москве было больше. Здесь и объединений было больше — можно выбирать. А в Питере всегда как-то более зажато. Небольшая кучка боролась за место под солнцем... А в то же время поэтический город. Ходишь по нему — и постоянно в памяти строчки всплывают. Красивый, конечно.
А жить там? Не хотели?
Жить там тяжело, но учиться — замечательно. Один Эрмитаж для всех наглядное пособие. Даже просто ходишь гулять — и учишься. Музейный город. Раньше как-то не замечал, а сейчас приезжаешь, смотришь: каждый дом — произведение искусства. Окна, пропорции. Там-то много этого сохранилось. Окна — это важно. Я вот в Венеции смотрел на окна. Потрясающие сочетания! Там все построено на пропорциях. Идет сплошной фасад — и по нему окна, все разные. Сплошная игра! Потрясающе! А во Флоренции вообще одно на всю стену — и это так выразительно. У нас беда, что архитекторы об этом не помнят. Для них окно — это дырка какая-то. А окно — это главное, как глаза у человека.
А вы в какую страну поехали в первый раз?
Я впервые выехал в Америку. Не в Болгарию, не в Румынию, а вот сразу в Америку. Министерство культуры делало выставку «Москва — Вашингтон». Московских художников было 30, американских много. Там все наши современные были: Назаренко, Нестерова… Сначала показывали в ГТГ, потом в Америке.
Ну, это вы по необходимости попали. А по велению души?
А потом в Париж. Я там рисовал на Монмартре, по музеям ходил. По музеям я везде хожу. В Вашингтоне в Национальной художественной галерее был раз 40. В Америке, правда, рисовать особенно не хотелось.
Вы долго можете обходиться без работы?
Нет, я страдаю ужасно, когда долго, когда перерыв получается.
А сколько можно выдержать?
Ну, я не знаю… Но у меня и не было, чтобы очень подолгу. Вот тяжело, когда выставку делаешь, готовишься к выставке: работать не можешь и потом долго не можешь войти в ритм. Она очень эмоционально выжимает.
Для работы нужен настрой?
Да, мне нужен. Есть разные художники. Кто-то приходит и начинает сразу, а мне долго нужно настраиваться. Даже в Переславле, где я все знаю, абсолютно, как говорится, каждый камень. Даже там дней пять надо.
У вас есть какой-то режим, расписание?
Нет, такого нет. Вот бывает, когда я большую картину пишу и идет непрерывный процесс, тогда работать надо постоянно. Ну, не то чтобы в десять на работу выходить, но с утра встаешь и надо работать. А так я вообще слоняюсь, хожу, думаю, настраиваюсь. Поэтому у меня это много времени занимает. Так вот и в Переславле. Надо целыми днями ходить. Брожу-брожу. И вдруг место, которое я сто раз проходил, неожиданно открывается. Так что я, вообще-то, работаю быстро. Но вот долго запрягаю, долго готовлюсь.
Про творческие планы можно не спрашивать?
Не надо. Да планов-то никогда никаких и не было.
IN ARTIBUS
Виктор Разгулин. Живопись
До 23 сентября