18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Загнанные в угол

№65
Материал из газеты

Каталог выставки «Трагедия в углу», посвященной искусству российских регионов и организованной самими художниками, почти весь ими же и написан

Художественная жизнь за пределами двух столиц, по сути, терра инкогнита: что творится в том или ином регионе, никому, кроме местного арт-сообщества, не известно и по большому счету не интересно. В медиасфере тон задают Москва и Санкт-Петербург, про остальные города вспоминают лишь от случая к случаю — в связи с крупными событиями вроде Уральской индустриальной биеннале или явлениями, которым посчастливилось попасть в поле общественного внимания, такими как нижегородский стрит-арт.

В эпоху глобализации всерьез рассуждать о местных школах вроде как моветон. Даже на триеннале в «Гараже», имевшей целью развернуть перед изумленной московской публикой панораму «замкадного» искусства во всю ее ширь и глубь, экспозиция строилась не по географическому принципу, а по тематическому. Получилось ожидаемо: модный формат был выдержан, но представления о том, чем живет и дышит каждый регион в отдельности, у зрителя упорно не складывалось.

Не дожидаясь, пока на них обратят внимание критики и институции, художники решили взять дело в свои руки. Результат — книга «Tрагедия в углу» и одноименная выставка, прошедшая в Музее Москвы в апреле — мае. Инициатива представить полную картину современного искусства России от Владикавказа до Владивостока пришла — сюрприз! — все-таки из столицы. Куратор выставки и редактор-составитель книги Диана Мачулина, хоть и родилась в украинском Ворошиловграде, живет в Москве с раннего детства. В список провинциальных городов включен и Петербург, который, по мнению авторов, своей художественной инфраструктурой, точнее, ее отсутствием, ничем не отличается от прочих «углов»: «Фондов нет, музеев современного искусства почти нет, арт-ярмарки нет, аукциона нет, международных звезд нет, рынка нет».

Книга устроена по принципу путеводителя. Начинается все с одного или нескольких вводных текстов о ситуации в том или ином городе. Затем — череда тамошних художников: краткое описание творческого метода плюс подборка из нескольких работ. Всем участникам от 20 до 45 лет. Цель проекта — показать не ретроспективу, а современную ситуацию. Предысторию вопроса в той или иной мере излагают во вводных статьях — впрочем, не всегда, а исключительно по авторскому хотению. В конце — биографии художников и авторов книги в алфавитном порядке. Возможно, правильнее сказать: художников-авторов, так как большинство текстов в каталоге художниками же и написано. Статьи о ряде участников писала Диана Мачулина, в прошлом автор «Афиши» и polit.ru, либо снова они сами. Авторами вводных текстов о городах стали представители местных арт-сообществ, в основном художники и кураторы. Их словесные экзерсисы не претендуют на академичность и наукообразие, и даже на жанровое единство. Иногда вместо обзора получается едкий фельетон, как у Александра Дашевского, хлестко припечатавшего родной Петербург — «город неразобранных архивов, непрочитанных мемуаров, нерозданных медалей, неоказанных знаков внимания и забытых героев. Перед тем как становиться здесь художником, внутренне согласитесь пополнить их список».

Кое-где статью заменяет неформальная беседа между несколькими участниками — как в главах о Нижнем Новгороде или Ижевске. Авторы щедро делятся с читателем местными сплетнями и выстраданными обобщениями. «При всем внешнем хулиганстве суть сибирского современного искусства — консерватизм и охранительство», — уверяет бывший «Синий нос» Александр Шабуров. А в финале подробного и довольно ехидного обзора истории екатеринбургского искусства от соцреализма до РОСИЗО сам себя комментирует: «А я пишу и не понимаю, это мое пока еще не стариковское брюзжание или все так и есть на самом деле».

Каталог издан на русском и английском — если бы его выложили в Интернет, получился бы вполне революционный шаг по продвижению российского искусства на международном уровне. Но и в теперешнем виде книга вполне может стать ценным справочником для иностранных галеристов, кураторов и арт-критиков — если, конечно, они о ней когда-нибудь узнают.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+