18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Роджер Торп: «Иногда книги для детей отлично подходят и взрослым»

№65
Материал из газеты

Британский редактор рассказал о критериях успеха для изданий об искусстве

Справка

Роджер Торп

Главный редактор издательской программы по искусству и книг для детей в издательстве Tames & Hudson

C 2002 по 2014 год был директором издательской программы Галереи Тейт. Создатель серии «Основы искусства», выходящей в издательстве Ad Marginem.

Еще…

Какие книги об искусстве будут интересны широкому кругу читателей?

В первую очередь те, что прошли проверку временем. Например, «История искусства» Эрнста Гомбриха и «Искусство видеть» Джона Берджера (обе вышли на русском языке. — TANR). Подобные книги полезны до сих пор, хотя написаны давно. Сейчас появляется много специализированных исследований по разным темам, но они не дают такого широкого представления. Лично я пытаюсь создать некое введение, которое позволит современным людям погрузиться в искусство.

Какими принципами вы руководствовались, создавая серию «Основы искусства»?

Наши книги очень доступны. Они написаны просто и понятны любому, вам не понадобятся специальные знания. Можно открыть любую страницу и узнать что-нибудь новое. Книги с иллюстрациями предполагают определенную последовательность, погружение в повествование, историю. Но мы разбили это последовательное изложение на части и снабдили читателя подсказками о том, что он может найти дополнительно: у других авторов, о других художниках и так далее. 

Все очень практично. Вам не придется тратить чудовищно много времени на поиски материала и на то, чтобы в нем разобраться. Но если кто-то захочет прочитать книгу от корки до корки — это будет богатый опыт. В любом случае не стоит упускать из виду две вещи. Первая — это дизайн. Наши книги привлекательны, с прекрасными иллюстрациями. Мы выбирали самые важные работы, которые помогут нам рассказать историю.

А вторая — это цена. Книги должны быть доступными. Цена крайне важна, особенно для тех, кто не считает себя экспертом в сфере искусства. Такие читатели хотят получить вводный курс. Наша задача — сделать так, чтобы этот курс оказался по карману каждому. Есть много изданий об искусстве формата, похожего на наш, но все они стоят гораздо дороже и всем своим видом внушают людям, что им нужно узнать побольше, прежде чем браться за такую книгу.

Могут ли электронные книги стать заменой бумажным?

Наш издательский опыт говорит о том, что спрос на печатные книги по-прежнему есть. В Великобритании за последние несколько лет продажи иллюстрированных книг даже выросли. Все-таки в электронных книгах чаще всего нет иллюстраций. Поэтому художественную литературу многие предпочитают читать с экранов, а вот когда вы ищете картинки с корректной цветопередачей, стоит отдать предпочтение бумажной книге.

Какие книги более популярны у широкой публики? Есть ли закономерности?

На издательскую сферу огромное влияние оказывают выставки. Когда в крупном музее проходит выставка на определенную тему, эта тема вдруг начинает интересовать многих. Поэтому иногда издания приурочены к крупным событиям в мире искусства. Есть и темы, интерес к которым не угасает. Сейчас я работаю с разными направлениями: это и современное китайское, и восточно- и центральноевропейское, и искусство перформанса. В Великобритании сегодня крайне популярен видеоарт, в этом году все четыре номинанта на Премию Тернера используют видео. Но и классическая живопись по-прежнему актуальна. Мы с Джулианом Беллом выпустили, на мой взгляд, замечательную книгу под названием «Что такое живопись?». Так что картины пока живее всех живых. Также популярны книги по истории искусства и биографии.

Я знаю, что вы занимаетесь детской литературой. В чем принципиальная разница между взрослыми и детскими книгами об искусстве? 

Может, и нет никакой разницы. Иногда книги, написанные для детей, подходят и для взрослых. В выборе детской литературы я концентрируюсь на иллюстрациях. Со страстью отношусь к переизданию старых книг. Недавно мы в Tames & Hudson выпустили книгу «Локомотив» с иллюстрациями польских художников Яна Левитта и Джорджа (Ежи) Хима, впервые опубликованную в 1930-х. В издательстве Галереи Тейт мы публиковали книги Самуила Маршака и Владимира Лебедева, детскую книгу Эль Лисицкого «Супрематический сказ про два квадрата».

А какие вы видите сложности с популярной литературой об искусстве сейчас?

Большой проблемой является низкое качество репродукций. Поэтому стоит доверять только книге из хорошего источника. При печати приходится использовать несколько тестов цветопроб, чтобы качество соответствовало. Такой опыт у меня был в издательстве Тейт, например, с каталогом Анри Матисса. Приезжал его правнук Жорж Матисс, проверял каждый отпечаток. Это была очень успешная книга, мы переиздавали ее неоднократно. И всякий раз он приезжал в Лондон и сравнивал отпечатки с работами на стене. Это все реально сделать, но, увы, не все издательства поступают подобным образом, так что это отличительная черта высококачественных книг.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+