18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Роджер Торп: «Иногда книги для детей отлично подходят и взрослым»

№65
Материал из газеты

Британский редактор рассказал о критериях успеха для изданий об искусстве

Справка

Роджер Торп

Главный редактор издательской программы по искусству и книг для детей в издательстве Tames & Hudson

C 2002 по 2014 год был директором издательской программы Галереи Тейт. Создатель серии «Основы искусства», выходящей в издательстве Ad Marginem.

Еще…

Какие книги об искусстве будут интересны широкому кругу читателей?

В первую очередь те, что прошли проверку временем. Например, «История искусства» Эрнста Гомбриха и «Искусство видеть» Джона Берджера (обе вышли на русском языке. — TANR). Подобные книги полезны до сих пор, хотя написаны давно. Сейчас появляется много специализированных исследований по разным темам, но они не дают такого широкого представления. Лично я пытаюсь создать некое введение, которое позволит современным людям погрузиться в искусство.

Какими принципами вы руководствовались, создавая серию «Основы искусства»?

Наши книги очень доступны. Они написаны просто и понятны любому, вам не понадобятся специальные знания. Можно открыть любую страницу и узнать что-нибудь новое. Книги с иллюстрациями предполагают определенную последовательность, погружение в повествование, историю. Но мы разбили это последовательное изложение на части и снабдили читателя подсказками о том, что он может найти дополнительно: у других авторов, о других художниках и так далее. 

Все очень практично. Вам не придется тратить чудовищно много времени на поиски материала и на то, чтобы в нем разобраться. Но если кто-то захочет прочитать книгу от корки до корки — это будет богатый опыт. В любом случае не стоит упускать из виду две вещи. Первая — это дизайн. Наши книги привлекательны, с прекрасными иллюстрациями. Мы выбирали самые важные работы, которые помогут нам рассказать историю.

А вторая — это цена. Книги должны быть доступными. Цена крайне важна, особенно для тех, кто не считает себя экспертом в сфере искусства. Такие читатели хотят получить вводный курс. Наша задача — сделать так, чтобы этот курс оказался по карману каждому. Есть много изданий об искусстве формата, похожего на наш, но все они стоят гораздо дороже и всем своим видом внушают людям, что им нужно узнать побольше, прежде чем браться за такую книгу.

Могут ли электронные книги стать заменой бумажным?

Наш издательский опыт говорит о том, что спрос на печатные книги по-прежнему есть. В Великобритании за последние несколько лет продажи иллюстрированных книг даже выросли. Все-таки в электронных книгах чаще всего нет иллюстраций. Поэтому художественную литературу многие предпочитают читать с экранов, а вот когда вы ищете картинки с корректной цветопередачей, стоит отдать предпочтение бумажной книге.

Какие книги более популярны у широкой публики? Есть ли закономерности?

На издательскую сферу огромное влияние оказывают выставки. Когда в крупном музее проходит выставка на определенную тему, эта тема вдруг начинает интересовать многих. Поэтому иногда издания приурочены к крупным событиям в мире искусства. Есть и темы, интерес к которым не угасает. Сейчас я работаю с разными направлениями: это и современное китайское, и восточно- и центральноевропейское, и искусство перформанса. В Великобритании сегодня крайне популярен видеоарт, в этом году все четыре номинанта на Премию Тернера используют видео. Но и классическая живопись по-прежнему актуальна. Мы с Джулианом Беллом выпустили, на мой взгляд, замечательную книгу под названием «Что такое живопись?». Так что картины пока живее всех живых. Также популярны книги по истории искусства и биографии.

Я знаю, что вы занимаетесь детской литературой. В чем принципиальная разница между взрослыми и детскими книгами об искусстве? 

Может, и нет никакой разницы. Иногда книги, написанные для детей, подходят и для взрослых. В выборе детской литературы я концентрируюсь на иллюстрациях. Со страстью отношусь к переизданию старых книг. Недавно мы в Tames & Hudson выпустили книгу «Локомотив» с иллюстрациями польских художников Яна Левитта и Джорджа (Ежи) Хима, впервые опубликованную в 1930-х. В издательстве Галереи Тейт мы публиковали книги Самуила Маршака и Владимира Лебедева, детскую книгу Эль Лисицкого «Супрематический сказ про два квадрата».

А какие вы видите сложности с популярной литературой об искусстве сейчас?

Большой проблемой является низкое качество репродукций. Поэтому стоит доверять только книге из хорошего источника. При печати приходится использовать несколько тестов цветопроб, чтобы качество соответствовало. Такой опыт у меня был в издательстве Тейт, например, с каталогом Анри Матисса. Приезжал его правнук Жорж Матисс, проверял каждый отпечаток. Это была очень успешная книга, мы переиздавали ее неоднократно. И всякий раз он приезжал в Лондон и сравнивал отпечатки с работами на стене. Это все реально сделать, но, увы, не все издательства поступают подобным образом, так что это отличительная черта высококачественных книг.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+