18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Ораниенбауме после реставрации открылся дворец Петра III

№65
Материал из газеты

Зданию, возведенному в стиле рококо архитектором Антонио Ринальди, скоро исполняется 250 лет

Редкому по красоте и стилю сооружению, дворцу Петра III почти полностью возвращен первоначальный вид. «Для нас это знаковое событие — реставрация выполнена в короткие сроки и на очень высоком уровне, — сказала на открытии Елена Кальницкая, генеральный директор музея-заповедника «Петергоф», в состав которого входит ансамбль Ораниенбаума. — За два года специалистам удалось вернуть к жизни и сохранить уникальные детали и элементы интерьеров».

Исполнителем работ стала Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ. Ведомство выделило на дворец из бюджета 90 млн руб., но в процессе «Петергофу» пришлось добавлять собственные средства. В итоге стоимость всех работ составила почти 160 млн руб.

Дворец Петра III — одно из немногих зданий, возведенных в стиле рококо архитектором Антонио Ринальди. Оно стало главной постройкой в потешной крепости Петерштадт, которую возвели здесь для великого князя Петра Федоровича. Здание никогда не использовалось для жилья, это был павильон для короткого отдыха в теплое время года. 

Внешний облик дворца сохранился до наших дней без изменений, но интерьеры требовали серьезной реставрации и восстановления. По словам Глеба Седова, хранителя дворца Петра III, в Картинном зале восстановлена шпалерная развеска полотен, которые по поручению Петра Федоровича собирал ученый Якоб Штелин. После смерти мужа Екатерина II вывезла картины в Петербург, где они растворились по разным коллекциям. В 1950-е годы тогдашние хранители начали заново собирать по спискам Штелина работы Пьетро Либери, Гвидо Рени, Сальватора Розы, учеников Рубенса. Часть картин изначально происходила из собрания Ораниенбаума, часть досталась ему из других дворцов и музеев. Пропуски в шпалерной развеске остались еще с советских времен, и сейчас подбираются аналоги историческим полотнам для заполнения лакун. «В процессе реставрации специалисты открыли живописный плафон в Картинном зале, — рассказал корреспонденту TANR Глеб Седов. — О том, что он там был, мы знали по описаниям, но обнаружили чистый холст. Как оказалось, роспись просто затянули несколькими слоями холста». 

Внук Петра I, сын его дочери Анны и голштинского герцога, Карл Петер Ульрих (после принятия православия — Петр Федорович), оставшись сиротой, в 14-летнем возрасте прибыл в Россию. Императрица Елизавета Петровна приняла племянника как наследника престола. В 1743 году она подарила ему Ораниенбаум, бывшее имение Александра Меншикова, где в 1758–1762 годах для будущего государя и построили крепость Петерштадт. 

После смерти Петра III крепость пришла в запустение. В последние десятилетия XIX века потомки великого князя Михаила Павловича, брата императора Николая I, восстановили дворец. Работами тогда руководил архитектор Георгий Прейс. Он заменил паркетный пол, снял ветхий штоф и шелк со стен. Дворец превратился в охотничий домик. После 1917 года его заселяли разного рода государственные учреждения. В годы Великой Оте­чественной войны Ораниенбаум, в отличие от Петергофа, не был разрушен. Единственный снаряд, попавший во дворец, разорвался в дымоходе на уровне второго этажа, из-за чего в спальне был уничтожен лепной камин и пострадали лаковые росписи на панелях стен. В середине 1950-х годов дворец Петра III и остатки крепости Петерштадт были вновь отреставрированы.

Как пояснил Глеб Седов, современные специалисты опирались в работе в основном на материалы реставрации конца XIX века, когда были восстановлены и воссозданы многие элементы отделки. Расписные лаковые панели стен и окон поначалу считались подлинной работой крепостного мастера Федора Власова, но эксперты установили, что их воссоздали в XIX веке по остаточным элементам более ранней росписи. В кабинет Петра III вернулась живопись Ханса Шмидта — во время реставрации XIX века он получил заказ на эту работу. Почти 100 лет картины хранились в запасниках и были отреставрированы к нынешнему открытию дворца. 

«Мы пришли к убеждению, что свой дом должен реставрировать хозяин, — считает Елена Кальницкая, — и сейчас уже получили согласие Минкульта на то, чтобы нам как заказчикам передали для реставрации другие постройки». В ближайших планах ГМЗ «Петергоф» в Ораниенбауме — реставрация Катальной горки, построенной также по проекту Антонио Ринальди.  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+