18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Запутанная история шедевра Густава Климта

№65
Материал из газеты

Новая книга Софи Лилли о знаменитом «Бетховенском фризе» предназначена всем, кто интересуется судьбами культурных ценностей в эпоху нацизма и вопросами их реституции

Знаменитый «Бетховенский фриз» протянулся по стенам цокольного этажа в доме Сецессиона — венском храме искусства эпохи модерн. 

Композиция длиной более 34 м, посвященная Людвигу ван Бетховену, впервые была показана в здании Сецессиона в 1902 году. Помещенный за скульптурным портретом композитора работы Макса Клингера, фриз воплощал собой представление о Девятой симфонии, которую Климт преподнес с позиций Рихарда Вагнера. Feindliche Gewalten («Враждебные силы») — так называется фрагмент полиптиха с изображением гигантского чудовища. Одноименное исследование Софи Лилли ведет читателя от первой выставки с участием фриза (каковой предполагалось вскоре демонтировать), попутно рассказывая о его продаже через год Карлу Райнингхаусу и о приобретении отдельных частей в 1915-м Августом Ледерером и его женой Сереной Пулитцер, к экспроприации произведения нацистами вслед за аншлюсом Австрии. 

После Второй мировой произведение было возвращено сыну бывшего владельца, Эриху Ледереру, однако вывезти композицию за пределы Австрии ему не позволили. Потеряв надежду разместить фриз в своем доме в Швейцарии, Ледерер в 1972 году продал его австрийскому государству за $750 тыс. В 1986 году фриз был установлен в доме Сецессиона. В 2013-м наследники Ледерера пытались на основании новых законов о реституции вернуть произведение, но государственная комиссия отвергла их требования.

Еще в 2003 году Софи Лилли опубликовала монографию «Что когда-то было: Справочник экспроприированных коллекций искусства в Вене» с обзором имущества еврейских семей в австрийской столице до захвата власти нацистами. Новая книга — расследование обстоятельств, при которых семейство Ледерер лишилось собственности. Лилли обвиняет австрийское правительство в нарушении прав Ледереров как во время, так и после нацистской оккупации, привлекая для этого исторические документы. Не ставя знака равенства между немецкими и послевоенными австрийскими властями, Лилли тем не менее считает, что препятствия, с которыми столкнулся Эрих Ледерер при попытке вывоза фриза из Австрии, возводились на таких же, по сути, бюрократических основаниях.

Когда Ледерер в 1972 году согласился продать фриз Австрии, он заявил, что доволен достигнутым соглашением. И сегодня власти охотно ссылаются на то его высказывание. Родственники же, как и Лилли, уверены, что он был деморализован длительной борьбой с правительством. В любом случае похоже на то, что в обозримом будущем «Бетховенский фриз» останется на прежнем месте.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+