«Авиньонские девицы» (1907) Пабло Пикассо — одна из икон авангарда, картина, положившая начало кубизму. На друзей художника, увидевших ее в мастерской, она произвела сильнейшее впечатление, и новая эстетика скоро проявилась в работах Жоржа Брака и других художников. Но лишь в 1937 году картина, изображающая сцену в публичном доме («Философический бордель» — ее первое название), появилась на выставке, но уже никого не шокировала. Там-то ее и купила Лилли Блисс для Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке.
Выставка в Пушкинском музее покажет, как рождался шедевр. Центром экспозиции станет тетрадь с эскизами к «Авиньонским девицам» из дома-музея Пикассо в Малаге. Дом, где художник провел первые десять лет своей жизни, стал музеем 20 лет назад. Там хранится крестильная рубашка и игрушки гения, художественную же коллекцию для нее собирает специальный фонд. Тетрадь с эскизами и набросками была приобретена в 2006 году у наследников Пикассо. 63 небольших листа с рисунками тушью демонстрируют, как рождался и развивался замысел будущей картины. Помимо эскизов, в экспозицию войдут и около 20 работ из собрания ГМИИ, так или иначе повлиявших на рождение кубизма: «Купание» (1890–1894) Поля Сезанна, античные, древнеегипетские артефакты и африканская скульптура, которыми так восхищался Пикассо, считая, что все это вовсе не искусство прошлого и что «в наши дни оно может быть более жизненно, чем когда-либо». Будут и гуаши Пикассо, чередуясь из-за своей хрупкости в ходе выставки (хороший повод прийти на нее не раз).
ГМИИ им. А.С.Пушкина
Анатомия кубизма
30 августа – 28 октября