Градозащитники общественного движения «Живой город» и жители Новой Ладоги обратились к губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко с просьбой защитить деревянное зодчество старинного города. Для этого нужен серьезный комплекс мер: присвоение охранного статуса и юридическое урегулирование вопросов принадлежности памятников.
«В Ленобласти на словах все за сохранение исторического наследия, но реально ничего не делают, — сокрушается Дмитрий Литвинов, координатор общественного градозащитного движения «Живой город». — А старые дома в историческом центре годами стоят пустые и заброшенные!»
Новая Ладога — город в Волховском муниципальном районе Ленинградской области. До появления в этих местах города здесь находился Николо-Медведский монастырь, возникший в XIV или XV веке. В 15 км выше по реке Волхов стоит село Старая Ладога — по археологическим данным, это древнейший город Руси, возможная столица государства Рюрика. В устье Волхова в 1702 году по приказу Петра Первого была построена судоверфь, а в 1704 году по указу императора был основан город Новая Ладога.
Местных жителей тревожит то, что расселенным сейчас деревянным домам в центре города грозит уничтожение. Таких домов-памятников только на центральной улице города — больше десятка. Местная администрация заколотила окна и двери на первых этажах старыми досками, однако эта «консервация» не является препятствием для злоумышленников — не проходит и недели без сообщений, что неизвестные люди проникли внутрь дома. Только за прошедший год от огня пострадали три из 12 деревянных построек.
Когда-то украшением Новой Ладоги было здание бывшей городской управы с пожарной каланчой, возвышавшейся над городом. В последние десятилетия в нем располагалась детская художественная школа. Но в 2008 году случился пожар, здание серьезно пострадало и с тех пор так и стоит в руинах.
Особенные опасения вызывает у градозащитников судьба дома Протодьяконовой (дом Стариковых) — это объект культурного наследия регионального значения, построенный в первой трети XIX в. Это один из красивейший и старейших, а возможно, самый старый деревянный дом Новой Ладоги, в нем неоднократно останавливался знаменитый художник-передвижник Василий Максимов. Недавно в очередной раз дом был вскрыт, жители боятся за его судьбу.
«Этот дом играет важную градостроительную роль как здание, определяющее фрагмент дорегулярной планировки города, — считает представитель государственной историко-культурной экспертизы Евгений Борисенко. — Он является градостроительной средой для расположенного на противоположной стороне комплекса Климентовской церкви». В Комитете по культуре Ленинградской области сообщали, что дом может быть передан приходу Климентовской церкви. Однако, по последней информации, у прихода, занятого сейчас подготовкой к восстановлению ансамбля церквей Климента и Спаса Нерукотворного, средств на еще один объект не нашлось, и от дома Протодьяконовых ему пришлось отказаться.
Еще в конце мая этого года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко обещал, что в течение пяти лет, начиная с 2019 года, в развитие Новой Ладоги будет вложено 450 млн руб. Но проблема Новой Ладоги в том, что большинство исторических зданий, которые находятся в плохом состоянии, — это муниципальная собственность, а не областная. То есть из бюджета области выделять средства на их реставрацию и сохранение нельзя. А у муниципалов денег на это нет.
«Мы направили запрос волховским муниципальным властям с вопросом: почему бы им не инициировать передачу здания на баланс областных властей? — рассказал градозащитник Дмитрий Литвинов. — Ответа пока нет. Получается замкнутый круг: те, у кого есть деньги, жалуются, что исторические памятники им не принадлежат, а у владельцев не средств. Но мы будем продолжать бороться за сохранение исторического деревянного зодчества».