18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Хозяйка картины Джотто стоимостью £10 млн добивается в суде ее свободного перемещения

Произведение было приобретено как работа неизвестного художника XIX века, а позднее атрибутировано Джотто. Теперь итальянские власти считают работу исключительно важной культурной и исторической ценностью

Коллекционер Кейтлин Симонис, которая приобрела картину «Мадонна с младенцем» в 1990-х годах за £3,5 тыс., собирается подать апелляцию на решение Высокого суда Лондона о том, что работа была вывезена из Италии в Великобританию незаконно. В 2015 г. Симонис обратилась в Английский искусствоведческий совет с просьбой выдать ей бессрочную экспортную лицензию ЕС, планируя перевезти картину XIV в. во фрипорт в Цюрихе. Ее заявку отклонили, а 23 июля нынешнего года судья Сью Карр подтвердила решение Английского искусствоведческого совета об отказе в выдаче разрешения. Основной аргумент: так как в 2007 г. произведение было вывезено из Италии в Великобританию незаконно, совет не имеет права выдать на него экспортную лицензию.

По словам представителя Симонис Дэниела Макклина из лондонской юридической фирмы Howard Kennedy, хозяйка картины планирует подать апелляцию на том основании, что фигурирующие в деле итальянские законы несовместимы с принципом свободного перемещения ценностей в ЕС.

Проведенные в 1990-е гг. реставрация и изучение картины дали основания атрибутировать ее мастеру Раннего Возрождения Джотто (ок. 1267–1337) или его школе, и теперь, согласно вынесенному судом решению, «итальянские власти считают работу исключительно важной культурной и исторической ценностью». Начиная с 1992 г. судьба картины неразрывно связана с чередой выдававшихся и аннулировавшихся документов на вывоз, а также зачастую противоречащих друг другу судебных постановлений. В их числе полученное в 1999 г. от итальянских властей разрешение на временный ввоз, позволявшее ввезти произведение в Италию из США и вывезти его в другую страну ЕС в течение пятилетнего периода. 

Затем, в 2000 г., министерство культурного наследия и культурной деятельности выпустило декрет, аннулировавший все выданные ранее лицензии на том основании, что в результате проведенной в 1990-е гг. реставрации картина «стала другим произведением искусства». Симонис обжаловала его, и Региональный административный трибунал Лацио признал декрет 2000 г. недействительным.

В 2004 г. министерство выпустило еще один аналогичный декрет, который Симонис также успешно обжаловала. Вскоре Симонис вывезла картину в Великобританию.

Как следует из материалов дела, итальянские власти обратились к Английскому искусствоведческому совету с заявлением о том, что «вывоз картины из Италии незаконен». В 2017 г. Английский искусствоведческий совет пришел к выводу, что может выдать Симонис только лицензию на вывоз работы в Италию, чтобы вопрос о выдаче лицензии на ее экспорт в Швейцарию решало итальянское министерство культурного наследия.

Проанализировав экспертное заключение по итальянскому законодательству, судья Карр пришла к выводу, что истец должна была получить новую лицензию на вывоз, поскольку к тому моменту пятилетний срок действия прежних истек. При этом она оставила за сторонами право на его апелляцию.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+