18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Археологи откопали исчезнувший новгородский храм XIV века

До недавнего времени церковь Андрея Юродивого на Ситке вблизи Великого Новгорода была полностью скрыта под землей, однако раскопки этого года показали, что памятник можно музеефицировать и показывать всем желающим

Сопоставление плана церкви Андрея на Ситке, главного храма Ситецкого монастыря, с планами близких по времени храмов показало, что она является полной уменьшенной копией храма Федора Стратилата, считающегося шедевром новгородской архитектуры. По мнению руководителя Новгородского архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН Владимира Седова, особенности храма позволяют говорить о том, что он относится к периоду расцвета древнерусской архитектуры, заказчиками которой были представители социальной верхушки общества.

В III Новгородской летописи упоминается, что «в лето 6879 [1371 год от Р.Х.] поставлена церковь каменну святаго Андрея Блаженного из монастырь из Ситецк», а во II Новгородской летописи называется и имя заказчицы: «…Того же лета постави Наталья церковь камену святаго Андрея Уродиваго». Ее же имя упоминается в новгородских летописях в связи со строительством церкви Федора Стратилата на Торговой стороне. Сопоставление этих данных и планов позволило ученым предположить, что речь идет об одной и той же Наталье, а церковь на Ситке была возведена ею в память о муже. 

К началу XX века от Ситецкого монастыря остались лишь этот храм и небольшая деревянная мельница, а артобстрел в августе 1941 года окончательно сровнял их с землей. 

«Когда мы пришли сюда в 2013 году, здесь вообще ничего не было. Не то что не сохранилось каких-то следов кладки — была просто всхолмленная земля, которая зарастала бузиной, ивами и кустарником. Церковь Андрея Юродивого на Ситке — как призрак: с одной стороны, она внесена в список памятников федерального значения и стоит на госохране, а с другой стороны, ее, по сути, нет», — цитирует пресс-служба Института археологии РАН руководителя Новгородского архитектурно-археологического отряда Марину Вдовиченко.

По ее словам, если бы не археологи, храм просто-напросто был бы утрачен. Он находился в поле зрения специалистов с 1960-х годов, но из-за отсутствия фресок не был в первоочередном списке на восстановление. Вместе с тем исследователи полагают, что самый древний и наиболее полный список жития юродивого второй половины XIV века может быть связан с новгородским Ситецким монастырем, так же как и икона XVI века из собрания Государственного Русского музея, где юродивый представлен с клеймами жития. 

Раскопки этого года показали, что практически утраченный памятник можно музеефицировать и подготовить для показа: археологи неожиданно смогли открыть хорошо сохранившийся фрагмент стены в восточной части церкви. 

Пока же, после всех необходимых работ, почти двухметровые стены снова придется прикрыть землей из соображений сохранности. А после, при благоприятном стечении обстоятельств и надлежащем финансировании реставрации, включить в туристический маршрут по окрестностям Великого Новгорода.

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
4
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
5
Нотр-Дам: восставший из пепла
После пожара 2019 года, заставившего плакать буквально весь мир, собор Парижской Богоматери воскресили за необычайно короткое время: он торжественно открывается 7 декабря
05.12.2024
Нотр-Дам: восставший из пепла
6
Прививая вкус к современному искусству
Коллаборации, смелые проекты, партнерство с ярмарками искусства — «Мясной дом Бородина» быстро, органично и с долей юмора становится участником арт-процесса
12.12.2024
Прививая вкус к современному искусству
7
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Говоря о своих иностранных коллегах, которые в скором времени покинут посты руководителей музеев, генеральный директор Государственного Эрмитажа рассказал и о себе
02.12.2024
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+