На последнем заседании по делу о разделе наследства Михаила Рогинского в Хамовническом районном суде в середине июля судья потребовала привлечь к процессу Министерство иностранных дел РФ в качестве третьего лица.
В свою очередь, ответчик требует прекратить разбирательство, поскольку российский суд берет на себя право судить иностранцев, не совершавших на территории России ничего незаконного.
«Судья Оксана Рождественская не объяснила, каким образом этот процесс затрагивает интересы МИДа, — сообщила корреспонденту TANR Юлия Вербицкая, адвокат Лианы Рогинской. — Но мы согласились с этим требованием, потому что наше ходатайство о прекращении дела мы дублируем в посольство Франции и Министерство иностранных дел».
Михаил Рогинский (1931–2004) — известный советский, российский художник, ключевая фигура нонконформистского искусства 1960-х. В 1978 году эмигрировал во Францию, где вместе со второй женой Лианой принял французское гражданство. В 2004 году Рогинский умер в Париже, не оставив завещания.
Впервые о споре между наследниками стало известно еще десять лет назад, в 2008 году, когда запланированная в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (в Музее личных коллекций) большая выставка художника была внезапно отменена тогдашним директором музея Ириной Антоновой. Официальной причиной отмены были названы нерешенные имущественные отношения между наследниками, в которые музей не хотел вмешиваться.
По словам Лианы Рогинской, сразу после вступления в права наследия она пыталась разрешить эту проблему с помощью французских нотариусов. По ее просьбе аукционный дом Sotheby’s предварительно сделал экспертизу картин, чтобы нотариусы смогли разделить наследство в равноценных долях между всеми претендентами. Оценка была сделана, проект раздела составлен. Как утверждает Лиана Рогинская, она оплатила все полагающиеся по французским законам налоги — за свою долю и за долю первой жены и сына. По проекту одна половина наследства достается Лиане, четверть второй половины — тоже ей, остальное — сыну Александру (инвалиду с детства, которому сейчас почти 60 лет). Его интересы представляет мать Мария Петровна, первая жена Рогинского.
«Я отправила проект раздела Марии Петровне в Россию, но она не откликнулась, — рассказала Лиана Рогинская. — По моей просьбе друзья Миши несколько раз напоминали ей о том, что нужно либо подписать проект, либо внятно выразить свои претензии, но она этого так и не сделала». Все эти годы, по словам Лианы Рогинской, она материально поддерживала оставшихся в России первую жену художника и его сына.
В 2014 году по инициативе Лианы Рогинской в Швейцарии был зарегистрирован некоммерческий Фонд Рогинского, главные цели которого — изучение и пропаганда в мире творческого наследия художника. В частности, фонд организовал его первую большую ретроспективу за рубежом «Михаил Рогинский. По ту сторону „Красной двери“» в Венеции в университете Ка’Фоскари. В выставке участвовали произведения из Государственной Третьяковской галереи и частных собраний, в том числе из личной коллекции Лианы Рогинской (она гарантировала фонду, что эти вещи не относятся к наследственному корпусу работ и были ей подарены или куплены лично ею). Все эти работы были отреставрированы фондом и после выставки возвращены Лиане.
Наша газета отправила запрос в Фонд Рогинского о том, знают ли они о судебном разбирательстве. Директора фонда Роберто Франчини и Вероника Карузо ответили, что не получали никаких официальных запросов из российского суда.
Часть коллекции картин Рогинского Лиана хранила в Москве на складе. В конце 2017 года ей позвонили из Москвы друзья и сообщили, что все имущество со склада вывозят в неизвестном направлении судебные приставы по предписанию судьи Хамовнического районного суда Оксаны Рождественской о временном аресте имущества.
Известие о судебном процессе стало для Лианы Рогинской полной неожиданностью. Как выяснилось, судебная повестка ей была отправлена по адресу в Москве, по которому она никогда не была прописана. Как сетует адвокат Лианы Рогинской Юлия Вербицкая, судья не обратила внимания на то, что во Франции наследственное дело открыто, а в России нет, что ответчиком выступает французская гражданка. Не проверил суд и в то, что на складе находились не только картины Рогинского, но и личные вещи его вдовы. Которые, правда, вскоре ей были возвращены.
В телефонном разговоре Алексей Карпенко, адвокат, представляющий интересы первой жены и сына Михаила Рогинского, заявил, что процесс затягивается, потому что нужно получить много всяких документов, в том числе из Франции. «По нашей информации, госпожа Лиана Рогинская не предлагала первой жене художника никакого раздела имущества, во всяком случае Мария Петровна не получала от нее никаких проектов раздела имущества и никакой материальной помощи, — уверен адвокат Карпенко. — Зато сама Лиана Рогинская уже больше десяти лет единолично распоряжается имуществом мужа. Например, передает картины на выставки и получает за это вознаграждение. Кроме того, у нас есть данные, что из ее собрания на рынок поступают для продажи работы Михаила Рогинского. То есть она распродает его наследие, а сын и первая жена не получают от этого ни копейки!»
По словам адвоката Карпенко, картины, которые Лиана Рогинская хранила в Москве, находились «в диких условиях», на простом складе, где люди хранят старые лыжи и дачное имущество — без отопления и вентиляции. Как утверждает адвокат, картины пострадали, некоторые требуют серьезной реставрации. Сейчас они хранятся на специализированном складе с климат-контролем. Доступ к ним может быть получен только по распоряжению суда.
Адвокатов истца не смущает тот факт, что ответчиком выступает иностранная гражданка и происходит раздел имущества гражданина Франции.
«Большая часть картин находится в России, что дает нам полное право требовать решения суда в России, — уверен господин Карпенко. — Мы надеемся, что суд признает право сына на его долю имущества, чтобы он сам, при поддержке матери, мог им распоряжаться. Потому что справедливость в этом вопросе только на одной стороне — на стороне нищего старика, живущего на пенсию по инвалидности. Мы представили вариант мирового соглашения, на которое, надеемся, пойдет сторона ответчика».
По информации TANR, адвокат Лианы Рогинской подготовила ходатайство о прекращении дела в отношении ее подзащитной на том основании, что Михаил Рогинский был гражданином Франции, наследственное дело открыто по Франции и должно регулироваться нормами французского законодательства. Что подтверждают и положения Гражданского кодекса РФ. Если Хамовнический суд откажется удовлетворить это ходатайство, адвокаты Лианы Рогинской будут опротестовывать его решение в суде высшей инстанции.