Павильон «Шапель», или готическая капелла (часовня), был построен в 1825–1828 годах по проекту архитектора Адама Менеласа в виде романтической полуруины. Одна башня с трещинами на фасаде стоит крепко, от другой мало что осталось. На втором этаже башни находится собственно часовня. Лепной сводчатый потолок украшает равносторонний крест, который отвечает назначению здания. Скромный интерьер украшала статуя Спасителя, созданная немецким скульптором Иоганном Даннекером. Сейчас она находится в собрании Эрмитажа. Единственное стрельчатое окно имело разноцветное остекление, остальные окна были нарисованы.
«Шапель» меньше пострадала в годы войны по сравнению с другими постройками Царского Села. После 1945 года была проведена минимальная консервация, но за несколько десятилетий здание пришло в аварийное состояние. Его комплексная реставрация велась последние четыре года. Чертежи Менеласа не обнаружены — реставраторы опирались на иконографию XIX — начала ХХ века: планы и изображения фасадов, фотоснимки. В итоге были усилены конструкции здания, подведена инженерия, воссоздан медный выколотной декор — краббы и маскароны.
Над шатровой крышей на высоте 35 м находился медный флюгер в виде петуха. В войну он пострадал от пуль и лишился хвоста. При реставрации «Шапели» музейщики решили заменить ветерана, который станет музейным экспонатом, на нового петуха и заложить в основание флюгера капсулу с посланием будущим коллегам. Оно заканчивается словами: «Царское Село — лучшее место на Земле».
Несмотря на круглые ниши по сторонам шатра, часов на «Шапели» не было. Об этом свидетельствует отсутствие лестниц и внутренних пространств для размещения механизма. Зато в ходе реставрации были обнаружены четыре циферблата-обманки из оцинкованной жести. Причем они были повернуты тыльной стороной. Лицевая показывала 2:27. Вероятно, это творение советского времени, с высоким качеством оцинковки. Но подвел рисунок, и циферблаты развернули. После реставрации «часам» вернут историческое время — 11:57, которое известно по старым фотографиям.
В интерьере расчищены все росписи. Обнаружен небольшой фрагмент голубой краски вокруг одной из розеток на потолке. По-видимому, это была только проба, потому что остальная роспись имеет песочный цвет. По стенам на голубых живописных драпировках найдено несколько декоративных гвоздей со следами позолоты на шляпках. Вокруг «Шапели» сохранены груды гранитных глыб. Это память о XVIII веке, когда на этом месте был люстгауз (охотничий павильон), окруженный бастионом. Подобная конструкция сохранилась и вокруг менеласовской Белой башни в том же Александровском парке.
Музейщики долго обсуждали, какую экспозицию создать в капелле. Сначала была идея сделать копию статуи Христа, и Эрмитаж дал согласие на ее создание бесконтактным методом. Но потом решили установить там подлинный памятник великой княжне Александре Николаевне (Адини) работы Ивана Витали. Он находился в утраченной ныне «Малой Шапели», посвященной памяти любимой дочери Николая I, которая умерла в 19 лет от туберкулеза. Статуя сохранилась в фондах ГМЗ «Царское Село».
Ольга Таратынова, директор музея-заповедника, рассказала TANR, что реставрация «Шапели» — это некоммерческий проект. Вход сюда будет бесплатным. Более того, приведение в порядок павильона потребовало мелиорации 10 га Александровского парка, реставрации фасадов соседней оранжереи и каменного моста на Сиреневой аллее. Общая стоимость работ составила 154 млн руб., которые делятся примерно поровну между бюджетными деньгами и средствами, заработанными самим ГМЗ.
Во время земляных работ были найдены останки двух бойцов Красной армии, погибших, судя по военной форме, осенью 1941 года. Они не успели вписать свои имена в солдатские медальоны. Там же были найдены фляга и советские монеты 1937 года выпуска.
Другой открытый после реставрации объект — фонтан из каррарского мрамора — является памятником фантастическим обстоятельствам. Когда в начале 1944 года Анатолий Кучумов осматривал Царское Село, он отметил в своих записках, что рядом с сожженным Екатерининским дворцом сохранился закопченный, но целый фонтан. Екатерина II не любила фонтанов, известна ее фраза: «Фонтаны мучают воду». Александр II был иного мнения и в 1866 году заказал архитектору Александру Видову и скульптору Грациозо Ботте проект фонтана. Его чаша помещена внутрь восьмиугольного бассейна и украшена вазами-кашпо. Фонтан питался от водопровода, и это ему повредило. Нежный мрамор быстро покрывался ржавчиной, поэтому в начале 1980-х годов воду отключили. Теперь создана замкнутая система, по которой насосы будут гонять 8 тыс. л предварительно очищенной воды.