18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Август в усадьбах: выставки и фестивали

Последний месяц лета хочется провести на свежем воздухе — рассказываем, как совместить отдых на природе и культурную программу во дворце в Москве и в усадьбах в окрестностях

Царицыно

Живописный парк Царицына, строившегося как загородная резиденция Екатерины II, давно стал излюбленным местом для пикников и прогулок — еще в XIX веке благородная публика прохаживалась среди заросших, в духе старинных руин, разрушившихся построек. Любимым дачным местом парк продолжил быть и в конце XIX — начале XX века. Именно в это время перенесет посетителей фестиваль «Дачное Царицыно». Гостей будут развлекать литературными чтениями, концертами классической и джазовой музыки и театральными представлениями. Театральные представления без актеров и даже музыки, созданные Пьетро Гонзага, который считал архитектуру вполне самодостаточным действующим лицом, найдутся в экспозиции куратора Сергея Хачатурова «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня». На выставке, посвященной бумажной архитектуре, можно увидеть огромную гравюру «Ихнография, или План Марсова поля в античные времена» (1757) Джованни Баттисты Пиранези (1720–1779) — фантазийную реконструкцию одной из главных частей Рима, тотальную инсталляцию современного новосибирского художника Владимира Карташова «Кибербарокко», где театральные образы пересекаются с миром компьютерных игр, а также другие произведения из фонда музея-заповедника, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музея архитектуры имени А.В.Щусева и ряда музейных и частных собраний, в том числе коллекции основательницы фонда IN ARTIBUS Инны Баженовой.


Архангельское

Этим летом еще есть возможность посмотреть музей-усадьбу «Архангельское» до грандиозной реставрации, которая ждет его по случаю 100-летнего юбилея. Кстати, большую дату музей-усадьба начал отмечать уже сейчас: в Бахрушинском музее открывается выставка «Иллюзия театра» к 200-летию со дня открытия Театра Гонзаги в Архангельском — одного из немногих сохранившихся в первозданном виде. На ней можно увидеть портреты крепостных актеров, либретто постановок, декорации работы Пьетро Гонзаги, театральную машинерию и реквизит.

А посетители усадьбы пока еще могут прогуляться по недавно открывшимся восстановленным залам дворца Юсуповых: с июня посетителей пускают в Амуровую комнату — парадный зал, названный в честь установленной здесь скульптуры «Амур и Психея» Антонио Кановы, которая сейчас находится в Эрмитаже. Самое ценное из оставшейся в Архангельском коллекции Юсуповых — два больших полотна Джованни Баттиста Тьеполо — показывают в его именном зале. Именем художника назван фестиваль итальянской культуры «Тьеполо-Fest» с концертами, мастер-классами и лекциями, который продолжится до конца августа.


Остафьево

У подмосковного Остафьева давняя литературная история: при князьях Вяземских здесь бывал Василий Жуковский, а Николай Карамзин, женатый на одной из дочерей Андрея Вяземского, писал здесь «Историю государства Российского» — ему посвящена персональная экспозиция. «Русским Парнасом», по легенде, липовую аллею остафьевского парка окрестил Александр Сергеевич Пушкин, и сейчас все еще можно пройтись между теми же деревьями, под которыми гулял поэт. В августе в Остафьеве пройдет фестиваль «Музыка во дворцах и усадьбах», гости которого услышат концерты, звучавшие во дворцах венецианских дожей, итальянскую барочную оперу и другие произведения, исполненные на старинных инструментах.


Поленово

Тульскую область с Италией связывает больше, чем кажется на первый взгляд, — основатель усадьбы Поленово Василий Поленов вместе с сестрой Еленой, тоже художницей, неоднократно путешествовал по Италии. В изучении античных памятников прошла пенсионерская поездка Поленова, в Риме состоялось судьбоносное знакомство художника с Саввой Мамонтовым (мысль о создании абрамцевского кружка в 1872 году пришла меценату именно там), и именно в Италии Поленов написал первый живописный эскиз к «Христу и грешнице» и работал над рядом произведений на евангельские сюжеты. Ключевым событием фестиваля «Образы Италии на берегах Оки» станет выставка «Итальянские впечатления Поленовых».


Абрамцево

Все, кто готов выехать на выходные из Москвы, могут отправиться в Абрамцево, тоже тесно связанное с семьей Поленовых. Имение принадлежало Савве Мамонтову, здесь бывали и работали Валентин Серов, Константин Коровин и другие художники. По проекту Василия Поленова и Виктора Васнецова в Абрамцеве построили один из шедевров русского модерна — храм Спаса Нерукотворного, открывшийся после реставрации три года назад. Жена Саввы Ивановича Елена Мамонтова собирала произведения народного искусства и открывала мастерские различных промыслов. Одну из них — керамическую — даже возглавлял Михаил Врубель. Вспоминать лучшие времена Абрамцева будут на фестивале «Венец лета» 19 августа. Гостей накормят аксаковской ухой (усадьбу Савва Мамонтов приобрел у дочери Сергея Аксакова) и напоят чаем с вареньем, после чего можно будет сыграть в крокет и сходить на пленэр.

Царицыно
Фестиваль «Дачное Царицыно» до 19 августа
Выставка «Гипноз пространства» до 23 сентября

Архангельское
«Тьеполо-fest II» до 26 августа

Остафьево
Фестиваль «Музыка во дворцах и усадьбах» до 26 августа

Поленово
Выставка «Итальянские впечатления Поленовых» до 30 сентября

Абрамцево
Фестиваль «Венец лета» 19 августа

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+