18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стадион «Динамо» болельщики архитектуры проиграли застройщикам со счетом 1:0

№1
Материал из газеты

Какой проект в итоге появится на месте разрушенных трибун?

Трибуны «Динамо» были уничтожены пару лет назад. От контура стен сейчас остались лишь портики, с которых пока не сняли барельефы скульптора Сергея Меркурова. К чемпионату мира по футболу 2018 года здесь должен вырасти новый стадион, соответствующий требованиям ФИФА. Когда вспоминают, что возводившийся в 1928–1936 годах комплекс официально находился на государственной охране как памятник архитектуры, мэр Москвы Сергей Собянин удивляется. «На стадионе „Динамо“ после реконструкции 1979 года было снесено все, кроме западной стены и западных трибун. Чего там сохранять? Силикатный кирпич, положенный в 1980 году? Ну смешно!» — заявил он в интервью «Комсомольской правде». Смех смехом, однако речь идет не просто о здании, которое составляет неотъемлемую часть образа Москвы, но и о сооружении, еще в 1980-х годах получившем статус объекта культурного наследия.

«Динамо» был первым крупным стадионом в государстве, чья ранняя архитектура видела в стадионах места совершенно особой силы. Физкультура и спорт стали той точкой, где порыв к современности сомкнулся с обращением к античности, а утилитарный смысл подготовки «к труду и обороне» — с эстетическим; новому человеку полагалось иметь и прекрасное тело. НКВД выбрал для своего спортивного клуба удачное место — на Ленинградском шоссе, главной магистрали Москвы. К проектированию необычного сооружения (капитальных стадионов тогда в мире было всего несколько) привлекли сразу трех архитекторов: маститого Дмитрия Иофана, параллельно работавшего вместе с братом Борисом над проектом Дома правительства, Аркадия Лангмана, имевшего опыт работы со сложными железобетонными конструкциями, и штатного архитектора НКВД Лазаря Чериковера, лишь в 1927 году окончившего МВТУ. Созданный ими стадион был подковообразным, как и античный, в Афинах, заново построенный в 1896 году к первой современной Олимпиаде и ставший прототипом для стадионов XX века. Футбольное поле, использовавшееся также для атлетических соревнований, окружала беговая дорожка длиной 400 м, а внешнее кольцо составлял трек для мотогонок, имевший длину 666 м. Трибуны на 35 тыс. человек охватывали все эти элементы с западной стороны и обрывались у дальнего края футбольного поля; в их закругленной части пространство между квадратными столбами оставалось незастроенным — была видна изнанка ярусов сидений, и со стороны шоссе здание напоминало корабль, плывущий среди зелени парка.

Открывшийся летом 1928 года стадион воспринимался как огромное достижение, спортсмены и зрители были в восторге от него. Однако вскоре выяснилось, что у формулы «три в одном» есть серьезный недостаток: поле и даже беговая дорожка оказались слишком удалены от зрителей, да и количество мест представлялось недостаточным, особенно когда стало известно о планах Гитлера построить в Берлине к Олимпиаде 1936 года стадион на 86 тыс. человек. По окончании футбольного сезона 1934 года начались работы по реконструкции. Мототрек решили убрать, поле — углубить, чтобы создать дополнительные места для зрителей, трибуны — замкнуть в овал и организовать под ними добавочные помещения. Реконструкцию успешно завершили к лету 1936 года. Теперь стадион мог вместить 56 тыс. зрителей, а в особых случаях, когда площадь беговой дорожки заполнялась стоячими местами, — до 80 тыс. Еще в 1976 году, когда Москва готовилась принять Олимпиаду, «Динамо» официально называли в ряду «великолепных сооружений, отвечающих самым высоким требованиям».

Справка

Голландский архитектор Эрик ван Эгерат в своем проекте реконструкции стадиона «Динамо» предлагал перекрыть его ячеистой крышей, напомнившей критикам о кружке пива с шапкой пены. Этот проект был достаточно щадящим по отношению к историческому зданию: стены сохранялись. Однако работу над проектом передали другому архитектору — американцу Дэвиду Манику, который решил сохранить «пену», то есть перекрытие, но убрать «кружку», то есть сам стадион. Любители футбола считают, что старый «Динамо» не отвечал современным требованиям ФИФА, в частности был неправильной ориентации. 

Еще…

А вот что рассказывается о реконструкции большой арены стадиона «Динамо» в книге Г.В.Ясного «Спортивные сооружения XXII Олимпиады»: «Реконструкции подверглись отдельные элементы сооружения. Заменена гидроизоляция трибун — теперь гребенка покрыта железобетонной стяжкой на самонапрягающемся цементе, что надежно предохранит подтрибунные помещения от протечек. Уложены новые сиденья из брусков сибирской лиственницы. Суперграфика — окраска трибун крупными пятнами сложной конфигурации в динамовские бело-голубые тона — придала стадиону своеобразные черты современного дизайна. В результате полной перепланировки помещений под Северной трибуной организованы новые комфортабельные раздевальные с современным оборудованием и реабилитационными ванными, пресс-центр с набором всех необходимых служб, буфеты, бары, узлы связи. Необычно наклоненные к чаше стадиона четыре трубчатые семидесятиметровые мачты со 120 прожекторами на каждой обеспечивают повышенную освещенность, необходимую для цветного телевидения». Всё. О какой-либо масштабной перестройке стен и трибун ни в одной публикации не упоминается.

Версия о сносе перед Олимпиадой трех четвертей стен стадиона «Динамо» появилась одновременно с возникновением нынешнего проекта «ВТБ Арена». В 2010 году, когда проводился конкурс на проект реконструкции, уже возникал вариант, при котором от исторического стадиона оставалась только западная стена, но тогда сочли подобное решение неприемлемым. Выигравший конкурс голландец Эрик ван Эгерат встроил внутрь арены огромный новый объем и нахлобучил сверху стеклянный пузырь, напоминающий шапку пены над пивной кружкой, но подчеркивал, что стены памятника архитектуры останутся неприкосновенными. Впоследствии Эгерата отстранили, а проект передали менее известному американцу Дэвиду Манику. Он перенял идею совместить в одном объеме футбольное поле и крытую арену, которая может использоваться для проведения как хоккейных матчей, так и концертов, но отказался от идеи сохранения исторических стен.

Подготовка к реализации переработанного проекта шла по двум направлениям: провели то самое «детальное исследование стен», которое якобы доказало их всего лишь 30-летний возраст, и лишили объект охранного статуса. Версия про силикатный кирпич лопнула, как только начался снос: сломы стен обнажают ярко-красную кладку, а вовсе не серую. Сложная строительная история стадиона не помешала четверть века назад признать его памятником. Внезапный ее пересмотр понадобился, чтобы убрать препятствия для осуществления планов девелопера. Из общих инвестиций в $1,5 млрд на футбольный стадион приходится пятая часть. Остальное — коммерческие объекты, ради реализации которых Москва теряет не только здание стадиона «Динамо», но и большую часть парка, с 2007 года считающегося объектом культурного наследия. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+