18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Стадион «Динамо» болельщики архитектуры проиграли застройщикам со счетом 1:0

№1
Материал из газеты

Какой проект в итоге появится на месте разрушенных трибун?

Трибуны «Динамо» были уничтожены пару лет назад. От контура стен сейчас остались лишь портики, с которых пока не сняли барельефы скульптора Сергея Меркурова. К чемпионату мира по футболу 2018 года здесь должен вырасти новый стадион, соответствующий требованиям ФИФА. Когда вспоминают, что возводившийся в 1928–1936 годах комплекс официально находился на государственной охране как памятник архитектуры, мэр Москвы Сергей Собянин удивляется. «На стадионе „Динамо“ после реконструкции 1979 года было снесено все, кроме западной стены и западных трибун. Чего там сохранять? Силикатный кирпич, положенный в 1980 году? Ну смешно!» — заявил он в интервью «Комсомольской правде». Смех смехом, однако речь идет не просто о здании, которое составляет неотъемлемую часть образа Москвы, но и о сооружении, еще в 1980-х годах получившем статус объекта культурного наследия.

«Динамо» был первым крупным стадионом в государстве, чья ранняя архитектура видела в стадионах места совершенно особой силы. Физкультура и спорт стали той точкой, где порыв к современности сомкнулся с обращением к античности, а утилитарный смысл подготовки «к труду и обороне» — с эстетическим; новому человеку полагалось иметь и прекрасное тело. НКВД выбрал для своего спортивного клуба удачное место — на Ленинградском шоссе, главной магистрали Москвы. К проектированию необычного сооружения (капитальных стадионов тогда в мире было всего несколько) привлекли сразу трех архитекторов: маститого Дмитрия Иофана, параллельно работавшего вместе с братом Борисом над проектом Дома правительства, Аркадия Лангмана, имевшего опыт работы со сложными железобетонными конструкциями, и штатного архитектора НКВД Лазаря Чериковера, лишь в 1927 году окончившего МВТУ. Созданный ими стадион был подковообразным, как и античный, в Афинах, заново построенный в 1896 году к первой современной Олимпиаде и ставший прототипом для стадионов XX века. Футбольное поле, использовавшееся также для атлетических соревнований, окружала беговая дорожка длиной 400 м, а внешнее кольцо составлял трек для мотогонок, имевший длину 666 м. Трибуны на 35 тыс. человек охватывали все эти элементы с западной стороны и обрывались у дальнего края футбольного поля; в их закругленной части пространство между квадратными столбами оставалось незастроенным — была видна изнанка ярусов сидений, и со стороны шоссе здание напоминало корабль, плывущий среди зелени парка.

Открывшийся летом 1928 года стадион воспринимался как огромное достижение, спортсмены и зрители были в восторге от него. Однако вскоре выяснилось, что у формулы «три в одном» есть серьезный недостаток: поле и даже беговая дорожка оказались слишком удалены от зрителей, да и количество мест представлялось недостаточным, особенно когда стало известно о планах Гитлера построить в Берлине к Олимпиаде 1936 года стадион на 86 тыс. человек. По окончании футбольного сезона 1934 года начались работы по реконструкции. Мототрек решили убрать, поле — углубить, чтобы создать дополнительные места для зрителей, трибуны — замкнуть в овал и организовать под ними добавочные помещения. Реконструкцию успешно завершили к лету 1936 года. Теперь стадион мог вместить 56 тыс. зрителей, а в особых случаях, когда площадь беговой дорожки заполнялась стоячими местами, — до 80 тыс. Еще в 1976 году, когда Москва готовилась принять Олимпиаду, «Динамо» официально называли в ряду «великолепных сооружений, отвечающих самым высоким требованиям».

Справка

Голландский архитектор Эрик ван Эгерат в своем проекте реконструкции стадиона «Динамо» предлагал перекрыть его ячеистой крышей, напомнившей критикам о кружке пива с шапкой пены. Этот проект был достаточно щадящим по отношению к историческому зданию: стены сохранялись. Однако работу над проектом передали другому архитектору — американцу Дэвиду Манику, который решил сохранить «пену», то есть перекрытие, но убрать «кружку», то есть сам стадион. Любители футбола считают, что старый «Динамо» не отвечал современным требованиям ФИФА, в частности был неправильной ориентации. 

Еще…

А вот что рассказывается о реконструкции большой арены стадиона «Динамо» в книге Г.В.Ясного «Спортивные сооружения XXII Олимпиады»: «Реконструкции подверглись отдельные элементы сооружения. Заменена гидроизоляция трибун — теперь гребенка покрыта железобетонной стяжкой на самонапрягающемся цементе, что надежно предохранит подтрибунные помещения от протечек. Уложены новые сиденья из брусков сибирской лиственницы. Суперграфика — окраска трибун крупными пятнами сложной конфигурации в динамовские бело-голубые тона — придала стадиону своеобразные черты современного дизайна. В результате полной перепланировки помещений под Северной трибуной организованы новые комфортабельные раздевальные с современным оборудованием и реабилитационными ванными, пресс-центр с набором всех необходимых служб, буфеты, бары, узлы связи. Необычно наклоненные к чаше стадиона четыре трубчатые семидесятиметровые мачты со 120 прожекторами на каждой обеспечивают повышенную освещенность, необходимую для цветного телевидения». Всё. О какой-либо масштабной перестройке стен и трибун ни в одной публикации не упоминается.

Версия о сносе перед Олимпиадой трех четвертей стен стадиона «Динамо» появилась одновременно с возникновением нынешнего проекта «ВТБ Арена». В 2010 году, когда проводился конкурс на проект реконструкции, уже возникал вариант, при котором от исторического стадиона оставалась только западная стена, но тогда сочли подобное решение неприемлемым. Выигравший конкурс голландец Эрик ван Эгерат встроил внутрь арены огромный новый объем и нахлобучил сверху стеклянный пузырь, напоминающий шапку пены над пивной кружкой, но подчеркивал, что стены памятника архитектуры останутся неприкосновенными. Впоследствии Эгерата отстранили, а проект передали менее известному американцу Дэвиду Манику. Он перенял идею совместить в одном объеме футбольное поле и крытую арену, которая может использоваться для проведения как хоккейных матчей, так и концертов, но отказался от идеи сохранения исторических стен.

Подготовка к реализации переработанного проекта шла по двум направлениям: провели то самое «детальное исследование стен», которое якобы доказало их всего лишь 30-летний возраст, и лишили объект охранного статуса. Версия про силикатный кирпич лопнула, как только начался снос: сломы стен обнажают ярко-красную кладку, а вовсе не серую. Сложная строительная история стадиона не помешала четверть века назад признать его памятником. Внезапный ее пересмотр понадобился, чтобы убрать препятствия для осуществления планов девелопера. Из общих инвестиций в $1,5 млрд на футбольный стадион приходится пятая часть. Остальное — коммерческие объекты, ради реализации которых Москва теряет не только здание стадиона «Динамо», но и большую часть парка, с 2007 года считающегося объектом культурного наследия. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+