18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Реставраторы готовы спасти пострадавшую картину из нукусского музея

Полотном «Баба с ведрами» авангардиста Александра Шевченко, залитым водой, займутся специалисты ГМИИ им. А.С.Пушкина. Тем временем международный фонд друзей нукусского музея продолжает конфронтацию с его руководством

«Вопросов — быть или не быть картине — у меня не возникает, — сказала TANR Надежда Кошкина, заместитель заведующего отделом реставрации Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, где в прошлом году впервые показали более 250 произведений из коллекции нукусского музея. — Там есть утраты красочного слоя, но непонятно, как поведет себя холст. Подробнее я увижу на месте, когда прилечу туда с необходимыми инструментами и материалами». 

Несчастье случилось в ночь с 15 на 16 июля, когда в городе Нукусе, в Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого произошло внезапное включение противопожарной системы. Прорвался спринклер (ороситель), и в результате картина авангардиста Александра Шевченко «Баба с ведрами» 1914 года на протяжении шести часов была залита водой. Охрана не сделала ночной обход, поэтому течь обнаружили только утром. Причем Министерство культуры Узбекистана узнало об инциденте не от музейщиков, а из соцсетей. Сначала писали, что повреждено более 80–85% полотна и картину уже не спасти, потом сообщали, что пострадало 60% красочного слоя, и уже позже музей объявил свою цифру — 30–35%. Генеральная прокуратура Узбекистана начала изучение причин инцидента, не первого за последние месяцы. В начале июня сотрудники музея уронили на пол работу Николая Карахана «Вечерний намаз», и ее пришлось реставрировать, а 13 июля из экспозиции сняли скульптуру Жолдасбека Куттымуратова «Амударья» из орехового дерева (в ней завелись насекомые). Оба произведения уже вернулись в экспозицию музея, но тут залило полотно Шевченко.

В Москве о ситуации с «Бабой с ведрами» узнали в конце июля из письма с просьбой о помощи. «К письму прилагались подробные фотографии повреждений, так что мы сразу связались с местными хранителями и дали свои рекомендации, как и в каких условиях нужно сейчас содержать картину», — сообщила Надежда Кошкина.

«Полотно положили горизонтально в определенном температурно-влажностном режиме, чтобы оно медленно высыхало, поскольку нельзя допустить резкой сухости, иначе это добавит повреждений. Но это им еще до нас посоветовали французские специалисты. Я должна сделать противоаварийные укрепления, законсервировать повреждения. А все подробные исследования придется делать уже в Москве, поскольку в музее Нукуса нет своей реставрационной мастерской и необходимого оборудования. Но это решение будут принимать власти Узбекистана», — рассказала московский реставратор. 

Однако есть и другое мнение. В международной ассоциации Alerte Héritage, занимающейся защитой культурного наследия Центральной Азии, считают, что отправка картины «Баба с ведрами» в Москву лишит местных специалистов возможности присутствовать при работе и, таким образом, повысить свою квалификацию, а отсутствие европейских экспертов, пусть и с правом совещательного голоса, сузит выбор методов, новых технологий и материалов реставрации. «Проблемы с картиной Шевченко, а также с работами Карахана и Куттымуратова не добавляют доверия к новой администрации. Среди иностранных наблюдателей все более крепнет идея о необходимости создания открытого электронного каталога музея», — сказала доктор исторических наук, профессор Коллеж де Франс и генеральный секретарь Alerte Héritage Светлана Горшенина.

Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого в Нукусе — один из самых известных в Узбекистане. Московский художник Игорь Савицкий, чье имя теперь носит музей, приехал в Нукус в 1950-х годах. Он увлекался археологией и этнографией, изучал народное искусство Каракалпакии, а в 1966 году основал и возглавил музей, для которого активно собирал чуждое советской власти искусство — картины, скульптуры и рисунки русских и туркестанских художников-авангардистов 1910–1930-х годов. Савицкий не только сохранил их работы, но и открыл новые имена, неизвестные в России. Сегодня в музее хранится свыше 90 тыс. экспонатов: народно-прикладное искусство Каракалпакстана, искусство Древнего Хорезма и большое собрание русского авангарда. В коллекции такие имена, как Александр Волков, Елена Коровай, Александр Куприн, Михаил Курзин, Василий Лысенко, Усто-Мумин (Александр Николаев), Любовь Попова, Василий Рождественский и многие другие. 

После смерти Игоря Савицкого в 1984 году музей возглавила его ученица Мариника Бабаназарова. При ней институция стала известна в мире как «Лувр в пустыне», наладился поток иностранных туристов. В 2001 году появился международный фонд друзей музея — Friends of Nucus Museum (FoNM). А в 2003-м завершился 20-летний долгострой и коллекция переехала в новое трехэтажное здание. 

Однако в августе 2015 года Министерство культуры Узбекистана внезапно отправило Бабаназарову в отставку, обвинив в исчезновении произведений из фондов музея. Этому предшествовали скандальные истории с пропажей картин из государственных музеев Узбекистана, которые якобы всплывали в частных коллекциях людей, близких к правительственным кругам. Ни одна из проверок в Государственном музее искусств им. Савицкого фактов кражи не выявила, но Бабаназарову все равно уволили. Уход легендарного директора вызвал общественный резонанс в стране. Коллеги-музейщики и другие представители узбекской интеллигенции писали письма и петиции с просьбой вернуть директора. Но эти голоса не были услышаны. 

В феврале 2016-го пост директора занял Максет Карлыбаев, ранее возглавлявший НИИ гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана, однако надолго он не задержался. С февраля 2017 года музей возглавляет Гульбахар Изентаева, дочь художника Жоллыбая Изентаева, в прошлом председателя Каракалпакского отделения Академии художеств Узбекистана. Заметим, что все эти годы бывшего директора Маринику Бабаназарову к музею не подпускают и не приглашают на открытия выставок. 

Такие действия портят не только имидж музея, но и взаимоотношения с международным сообществом. TANR обратилась к председателю FoNM Дэвиду Пирсу, и он сообщил, что контакты между музеем и фондом на сегодня заморожены. «За последние три года все наши попытки восстановить сотрудничество с музеем не увенчались успехом. Сегодня на повестке — два важных вопроса: возвращение в музей пожертвованных фондом книг, печатных изданий, аудиооборудования, которые были конфискованы властями в августе 2015 года, и прояснение личного и профессионального статуса госпожи Бабаназаровой, в частности прекращение остракизма и других неуважительных действий музея и местных органов власти в отношении нее», — рассказал он. В мае этого года FoNM отправил заместителю министра культуры Узбекистана Камоле Акиловой и директору музея Гульбахар Изентаевой письма о возможном закрытии фонда к концу 2018 года, если эти вопросы не будут решены.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+