Русские дадаисты своей радикальностью, сарказмом и отрицанием всего и вся мало чем отличались от европейских собратьев по движению, а в чем-то их даже опережали. Казимир Малевич пришел к абстракции в ее крайней форме черного квадрата, а Велимир Хлебников и Алексей Крученых начали свои эксперименты со смыслами, вернее, антисмыслами вербального языка еще до того, как европейские дадаисты в 1916 году в Цюрихе объявили о рождении движения, а его идеолог Тристан Тцара опубликовал спустя два года манифест дадаизма. Тем не менее многое их и сближало: дух антимилитаризма, воинствующий анархизм и эпатажный акционизм. Выставка в Мадриде, посвященная феномену русской версии дада, разделена на две тематические секции. Первая сфокусирована на рождении «алогической» абстракции, отличной от метафизической по смыслу супрематической абстракции и от позитивной по пафосу абстракции конструктивистской. Ее кульминацией стала постановка футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над Солнцем» (1913), в экспозиции представленной в сопровождении «дадаистических» коллажей, реди-мейдов и образцов футуристических экспериментов со шрифтами и смыслами в печатных текстах. Вторая часть выставки охватывает период с 1917 по 1924 год, от победы русской революции до смерти Владимира Ленина, который, как известно, в бытность эмигрантом захаживал в клуб дадаистов «Кабаре Вольтер» в Цюрихе и даже, говорят, играл в шахматы с Тристаном Тцара. Центральная тема здесь — связи и контакты русских художников Ильи Зданевича, Эль Лисицкого, Сергея Шаршуна и других с единомышленниками в Берлине и Париже.
Центр искусства королевы Софии
Русский дадаизм. 1914–1924
До 22 октября
www.museoreinasofia.es