Забравшиеся с мангалом на памятник Петру I молодые люди заплатят за свои действия от 500 до 1 тыс. руб. — именно такое наказание предусматривает часть 1 статьи 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство). Президент Союза музеев России, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский выступил с предложением пересмотреть наказание за подобные действия.
«Как ни печально это говорить, но, на мой взгляд, государство слишком мягко относится к подобным актам вандализма и наказание за осквернение, повреждение или уничтожение памятников культуры должно быть резко ужесточено, а государственная охрана этих памятников должна быть усилена», — говорится в письме Союза музеев России за подписью Пиотровского.
Там же отмечается, что «в последние годы сложилась крайне тревожная ситуация с преступным отношением наших сограждан к памятникам культуры, и таких негативных примеров множество», хотя музейное сообщество с помощью образовательных программ «пытается научить сограждан верному отношению к своей истории и культуре».
«Циничность посягательства на скульптуру Этьена Фальконе заключается еще и в том, что, помимо высочайшей художественной ценности, этот памятник является одним из символов как Санкт-Петербурга, так и всей страны», — отмечается в письме.
Реставраторы Музея городской скульптуры несколько раз в год проводят профилактический уход за памятником и постоянно следят за его состоянием. После случившегося специалисты обследовали Медного всадника. По словам музейного начальника службы по текущему уходу и содержанию памятников Екатерины Макеевой, он «чудом избежал царапин, которые могли возникнуть на поверхности патины от острых углов металлического предмета».
«Также на памятнике имеются тонкие уязвимые элементы, такие как уздечка коня. Подобные детали хрупки и могут пострадать от механического воздействия. Сложно представить характер разрушений, если бы злоумышленникам удалось развести пламя», — приводятся ее слова на официальной странице музея в Facebook.
Памятник Петру I, открытый в Санкт-Петербурге в 1782 году, а после публикации одноименной поэмы Пушкина получивший прозвище Медный всадник, пожалуй, самый популярный в России объект у любителей залезать на изваяния. Со скульптурой у петербуржцев связано немало специфических ритуалов (например, натирание определенных частей тела коня считается приносящим удачу).