18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пропавшая переписка Малевича из архива Харджиева куплена российским коллекционером

Документы, среди которых есть письма основателя супрематизма Луначарскому и Матюшину, уже привезены в Москву и вскоре будут опубликованы

Часть архива Казимира Малевича, считавшаяся утерянной, была выставлена на торги аукционным домом Bonhams. «340-страничная коллекция, освещающая его художественную деятельность и личную жизнь на общественно-политическом фоне советской эпохи», как написано в аукционном каталоге, была оценена в £150–250 тыс.

Среди документов — рукопись письма Анатолию Луначарскому, 8 писем поэту Григорию Петникову, 16 писем и открыток Михаилу Матюшину (1910–1930), 6 писем Ивану Клюну, машинописный экземпляр с правкой от руки «Введения в теорию прибавочного элемента в живописи» (Витебск, 1920), обращения к участникам Уновиса — ко всем вместе и отдельные послания Николаю Суетину и Вере Ермолаевой, машинописные экземпляры статей и эссе самого Малевича, материалы о западных художниках, творчество которых интересовало отца супрематизма.

Ряд этих документов неизвестен исследователям, другие были опубликованы ранее. Например, письмо Малевича Луначарскому, часто упоминаемое благодаря фразе «Очень жаль, что Правда захватила в свои руки всю правду и тем самым не может поместить ответа ибо сие почти все ложь» (здесь и далее — орфография и пунктуация Малевича), было напечатано в вышедшем в 2004 году двухтомнике «Малевич о себе. Современники о Малевиче». (Кстати, в этом письме есть и такие запоминающиеся слова: «Итак революция произошла в харчах, но в мозгах никакой».) Одна из составителей сборника, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар рассказала, что во время работы над ним получила ксерокопии нескольких писем Малевича, в том числе Луначарскому. Они были опубликованы в двухтомнике, за исключением одного письма Матюшину. Местонахождение оригиналов было обозначено как частная коллекция. Если письмо Луначарскому (Вакар предполагает, что оно не было отправлено) написано аккуратно, то почерк письма Матюшину — стремительный: «Дорогой Михаил Васильевич. Откапывается большой клад, и как только кончится война, мы на гребне волны. Бросайте кисть и готовьте музыку…» В поздних письмах к Петникову уже тяжелобольной Малевич пишет, как прекрасна «дикая природа» и ее «беспредметная музыка».

У исследователей русского авангарда не было сомнений, что выставленные Bonhams на торги материалы принадлежат к огромному документально-художественному архиву Николая Харджиева (1903–1996), видевшего свою миссию в сохранении памяти о художественном и литературном авангарде и посвятившего этому делу почти всю жизнь. Как известно, судьба этого поистине бесценного собрания, как и его владельца, чрезвычайно драматична. Часть документов была передана в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), после того как в 1994 году их конфисковали на таможне при попытке вывоза из страны. Другую значительную часть собрания удалось нелегально переправить в Амстердам, куда в 1993 году уехал и сам Харджиев. Только в 2011 году, после длительных переговоров с нидерландскими властями, ее также передали в РГАЛИ и началась работа по описанию и систематизации этих документов. В октябре 2017 года в фонде IN ARTIBUS в Москве открылась выставка, на которой впервые были публично показаны материалы из этого собрания; открытие приурочили к выходу из печати первого из трех томов архива Харджиева.

Но дело в том, что архив этот нельзя считать полностью восстановленным. Часть его — документы и произведения искусства, в том числе Казимира Малевича, — была утрачена в процессе нелегального вывоза за границу или просто украдена. И если о супрематических картинах из собрания Харджиева хорошо известно — кто, каким путем и при каких обстоятельствах стал их владельцем, а потом продал, — то о судьбе пропавших документов информации мало. Хотя о трагической истории главного архивариуса русского авангарда написаны книги и множество статей.

Естественно, что появление в аукционном каталоге Bonhams лота The Life and Times of Kazimir Malevich вызвало вопрос, имеет ли нынешний владелец архива законные права на него. И когда аукционный дом в июне снял письма и документы Малевича с торгов, можно было бы счесть это решение проявлением разумной осторожности. Однако архив был куплен российским коллекционером, чье имя не разглашается, и уже привезен в Москву.

Ильдар Галеев, издатель и основатель «Галеев-галереи», принимавший участие в этой покупке, в беседе с сотрудниками Bonhams, готовящими документы к продаже, выяснил, что выставивший их на торги американский коллекционер владел архивом на законных основаниях, поскольку если к предыдущему владельцу, шведу, бумаги попали и нечестным путем, то срок давности преследования за это преступление — 25 лет — истек. Американский коллекционер несколько лет назад уже пытался продать на аукционе одно из писем Малевича, но был разочарован: его никто не купил. На этот раз все кончилось хорошо и для него, и для Малевича. Новый владелец 340 страниц архива основателя супрематизма обещает их публикацию. Подготовит ее Ильдар Галеев, он же предполагает сделать выставку вновь обретенных документов, рассказывающих о Малевиче на «общественно-политическом фоне советской эпохи».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+