Часть архива Казимира Малевича, считавшаяся утерянной, была выставлена на торги аукционным домом Bonhams. «340-страничная коллекция, освещающая его художественную деятельность и личную жизнь на общественно-политическом фоне советской эпохи», как написано в аукционном каталоге, была оценена в £150–250 тыс.
Среди документов — рукопись письма Анатолию Луначарскому, 8 писем поэту Григорию Петникову, 16 писем и открыток Михаилу Матюшину (1910–1930), 6 писем Ивану Клюну, машинописный экземпляр с правкой от руки «Введения в теорию прибавочного элемента в живописи» (Витебск, 1920), обращения к участникам Уновиса — ко всем вместе и отдельные послания Николаю Суетину и Вере Ермолаевой, машинописные экземпляры статей и эссе самого Малевича, материалы о западных художниках, творчество которых интересовало отца супрематизма.
Ряд этих документов неизвестен исследователям, другие были опубликованы ранее. Например, письмо Малевича Луначарскому, часто упоминаемое благодаря фразе «Очень жаль, что Правда захватила в свои руки всю правду и тем самым не может поместить ответа ибо сие почти все ложь» (здесь и далее — орфография и пунктуация Малевича), было напечатано в вышедшем в 2004 году двухтомнике «Малевич о себе. Современники о Малевиче». (Кстати, в этом письме есть и такие запоминающиеся слова: «Итак революция произошла в харчах, но в мозгах никакой».) Одна из составителей сборника, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар рассказала, что во время работы над ним получила ксерокопии нескольких писем Малевича, в том числе Луначарскому. Они были опубликованы в двухтомнике, за исключением одного письма Матюшину. Местонахождение оригиналов было обозначено как частная коллекция. Если письмо Луначарскому (Вакар предполагает, что оно не было отправлено) написано аккуратно, то почерк письма Матюшину — стремительный: «Дорогой Михаил Васильевич. Откапывается большой клад, и как только кончится война, мы на гребне волны. Бросайте кисть и готовьте музыку…» В поздних письмах к Петникову уже тяжелобольной Малевич пишет, как прекрасна «дикая природа» и ее «беспредметная музыка».
У исследователей русского авангарда не было сомнений, что выставленные Bonhams на торги материалы принадлежат к огромному документально-художественному архиву Николая Харджиева (1903–1996), видевшего свою миссию в сохранении памяти о художественном и литературном авангарде и посвятившего этому делу почти всю жизнь. Как известно, судьба этого поистине бесценного собрания, как и его владельца, чрезвычайно драматична. Часть документов была передана в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), после того как в 1994 году их конфисковали на таможне при попытке вывоза из страны. Другую значительную часть собрания удалось нелегально переправить в Амстердам, куда в 1993 году уехал и сам Харджиев. Только в 2011 году, после длительных переговоров с нидерландскими властями, ее также передали в РГАЛИ и началась работа по описанию и систематизации этих документов. В октябре 2017 года в фонде IN ARTIBUS в Москве открылась выставка, на которой впервые были публично показаны материалы из этого собрания; открытие приурочили к выходу из печати первого из трех томов архива Харджиева.
Но дело в том, что архив этот нельзя считать полностью восстановленным. Часть его — документы и произведения искусства, в том числе Казимира Малевича, — была утрачена в процессе нелегального вывоза за границу или просто украдена. И если о супрематических картинах из собрания Харджиева хорошо известно — кто, каким путем и при каких обстоятельствах стал их владельцем, а потом продал, — то о судьбе пропавших документов информации мало. Хотя о трагической истории главного архивариуса русского авангарда написаны книги и множество статей.
Естественно, что появление в аукционном каталоге Bonhams лота The Life and Times of Kazimir Malevich вызвало вопрос, имеет ли нынешний владелец архива законные права на него. И когда аукционный дом в июне снял письма и документы Малевича с торгов, можно было бы счесть это решение проявлением разумной осторожности. Однако архив был куплен российским коллекционером, чье имя не разглашается, и уже привезен в Москву.
Ильдар Галеев, издатель и основатель «Галеев-галереи», принимавший участие в этой покупке, в беседе с сотрудниками Bonhams, готовящими документы к продаже, выяснил, что выставивший их на торги американский коллекционер владел архивом на законных основаниях, поскольку если к предыдущему владельцу, шведу, бумаги попали и нечестным путем, то срок давности преследования за это преступление — 25 лет — истек. Американский коллекционер несколько лет назад уже пытался продать на аукционе одно из писем Малевича, но был разочарован: его никто не купил. На этот раз все кончилось хорошо и для него, и для Малевича. Новый владелец 340 страниц архива основателя супрематизма обещает их публикацию. Подготовит ее Ильдар Галеев, он же предполагает сделать выставку вновь обретенных документов, рассказывающих о Малевиче на «общественно-политическом фоне советской эпохи».