18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Мастерская Ильи Кабакова стала частью Третьяковской галереи

Легендарное пространство на Сретенском бульваре останется открытой для экспериментов мастерской

Мастерская Ильи Кабакова на Сретенском бульваре в Москве. Фото: Фонд Игоря Макаревича. Музей современного искусства «Гараж»
Мастерская Ильи Кабакова на Сретенском бульваре в Москве.
Фото: Фонд Игоря Макаревича. Музей современного искусства «Гараж»

Незадолго перед открытием в Новой Третьяковке ретроспективной выставки Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» художники решили передать музею легендарную мастерскую. С начала 1970-х по конец 1980-х годов мастерская Ильи Кабакова, расположенная на чердаке дома страхового общества «Россия» по адресу Сретенский бульвар, 6/1, была одним из важнейших центров неофициальной художественной Москвы. «…Климат содружества был так характерен для жизни этих художников, поэтов, джазменов, писателей, как бы по счастливой случайности встречавшихся в одном слое», — писал Илья Кабаков о Москве, имея в виду и атмосферу своей студии. В 1989 году художник уехал работать за границу, братство распалось, не выдержав испытания свободой и конкуренцией, как признают все очевидцы и участники. Но мастерская сохранила свою притягательность и свою атмосферу — с благословения Ильи Кабакова в ней разместился Институт проблем современного искусства (ИПСИ) под руководством Иосифа Бакштейна, также завсегдатая мастерской в 1970-х годах.

«Мы решили передать мастерскую Ильи Третьяковской галерее, потому что нам очень хотелось ее сохранить как место, где в 1970-х и 1980-х собирались художники и где происходило что-то важное. Почему именно Третьяковская галерея? Она сейчас очень изменилась. Конечно, благодаря ее директору Зельфире Трегуловой, которая полностью перестроила эту старую машину», — рассказала The Art Newspaper Russia Эмилия Кабакова. По ее словам, пространство не станет мемориальным и это место не будет музеем художника Ильи Кабакова, хотя такой вариант предлагался. ИПСИ переедет в соседнюю мастерскую.

В мастерской планируется сделать доступной документацию концептуального искусства 1970–1980-х, книги и документы. Кроме того, Кабаковы дарят несколько работ, которые были здесь. «Оригиналов уже нет, но сделаны авторские повторения. Это две „белые“ картины — „Человек и домик“ и „Бердянская коса“ — и инсталляция „16 веревок“, они будут находиться там постоянно. У Третьяковской галереи уже есть работы Ильи, мы тоже до этого дарили некоторые вещи, так что экспозицию мастерской можно менять», — уточнила Эмилия Кабакова.

Что касается выставочной программы, то экспозиции будут стилистически похожи на квартирные и студийные выставки. «Работа не обязательно должна быть повешена на стену. Если это выставка молодого художника, принеси столько картин и объектов, сколько там помещается, и расставь их — пусть люди приходят и обсуждают, устраивают вечера и встречи. Мы хотим повторить атмосферу — она, конечно, ностальгическая, но все равно сегодняшняя», — сказала Эмилия Кабакова.

Это не первая новость о расширении Третьяковки за последние месяцы — ранее стало известно, что в музей влился особняк мецената Степана Рябушинского на Малой Никитской улице и ему полностью отдадут здание Центрального дома художника, которым займется лауреат Прицкеровской премии Рем Колхас.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+