Незадолго перед открытием в Новой Третьяковке ретроспективной выставки Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» художники решили передать музею легендарную мастерскую. С начала 1970-х по конец 1980-х годов мастерская Ильи Кабакова, расположенная на чердаке дома страхового общества «Россия» по адресу Сретенский бульвар, 6/1, была одним из важнейших центров неофициальной художественной Москвы. «…Климат содружества был так характерен для жизни этих художников, поэтов, джазменов, писателей, как бы по счастливой случайности встречавшихся в одном слое», — писал Илья Кабаков о Москве, имея в виду и атмосферу своей студии. В 1989 году художник уехал работать за границу, братство распалось, не выдержав испытания свободой и конкуренцией, как признают все очевидцы и участники. Но мастерская сохранила свою притягательность и свою атмосферу — с благословения Ильи Кабакова в ней разместился Институт проблем современного искусства (ИПСИ) под руководством Иосифа Бакштейна, также завсегдатая мастерской в 1970-х годах.
«Мы решили передать мастерскую Ильи Третьяковской галерее, потому что нам очень хотелось ее сохранить как место, где в 1970-х и 1980-х собирались художники и где происходило что-то важное. Почему именно Третьяковская галерея? Она сейчас очень изменилась. Конечно, благодаря ее директору Зельфире Трегуловой, которая полностью перестроила эту старую машину», — рассказала The Art Newspaper Russia Эмилия Кабакова. По ее словам, пространство не станет мемориальным и это место не будет музеем художника Ильи Кабакова, хотя такой вариант предлагался. ИПСИ переедет в соседнюю мастерскую.
В мастерской планируется сделать доступной документацию концептуального искусства 1970–1980-х, книги и документы. Кроме того, Кабаковы дарят несколько работ, которые были здесь. «Оригиналов уже нет, но сделаны авторские повторения. Это две „белые“ картины — „Человек и домик“ и „Бердянская коса“ — и инсталляция „16 веревок“, они будут находиться там постоянно. У Третьяковской галереи уже есть работы Ильи, мы тоже до этого дарили некоторые вещи, так что экспозицию мастерской можно менять», — уточнила Эмилия Кабакова.
Что касается выставочной программы, то экспозиции будут стилистически похожи на квартирные и студийные выставки. «Работа не обязательно должна быть повешена на стену. Если это выставка молодого художника, принеси столько картин и объектов, сколько там помещается, и расставь их — пусть люди приходят и обсуждают, устраивают вечера и встречи. Мы хотим повторить атмосферу — она, конечно, ностальгическая, но все равно сегодняшняя», — сказала Эмилия Кабакова.
Это не первая новость о расширении Третьяковки за последние месяцы — ранее стало известно, что в музей влился особняк мецената Степана Рябушинского на Малой Никитской улице и ему полностью отдадут здание Центрального дома художника, которым займется лауреат Прицкеровской премии Рем Колхас.