18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Хрупкое искусство

Коллаборации художников и именитых брендов стали привычным делом. Мы вспомнили несколько удачных творческих союзов представителей арт-мира с прославленными брендами декоративного фарфора, стекла и хрусталя

Несколько месяцев назад художественную общественность всколыхнула новость: коллекционер Стивен Тананбаум подал в суд на художника Джеффа Кунса и галерею Ларри Гагосяна. Заплативший за три скульптуры около $13 млн аванса, Тананбаум за пять лет так и не получил купленные произведения. Галерея несколько раз отодвигала сроки доставки заказа, ссылаясь на различные технические трудности, в том числе связанные с процессом создания скульптур. 

Действительно, в случае с ведущими художниками современности коллекционеры часто готовы проявить терпение, чтобы в итоге получить понравившиеся работы. Некоторых ценителей искусства совершенно не смущают ни время ожидания, ни высокая стоимость произведений. Но в сложившейся ситуации, когда спрос на ключевые имена арт-рынка нередко превышает предложение, покупатели все чаще обращаются к формату коллабораций художников с крупными брендами. Эксклюзивные серии авторских произведений, выпущенные совместно с именитыми марками, вызывают интерес у многих любителей прекрасного. 

В арт-коллаборациях ближе всего к оригинальным творениям тех или иных художников оказываются, пожалуй, марки из сферы дизайна и декора интерьера. В этом немало преуспели знаменитые дома декоративного фарфора, стекла и хрусталя Baccarat, Bernardaud, Daum и Lalique. Мы решили вспомнить несколько удачных творческих союзов представителей арт-мира с прославленными брендами.

Лиможская фарфоровая фабрика Bernardaud известна всему миру не только безупречным качеством своих изделий, но и довольно смелыми опытами по части их художественного оформления. Дом Bernardaud, история которого насчитывает более 150 лет, может похвастать как роскошными сериями классических сервизов, так и зачастую провокационными коллекциями, выпущенными в соавторстве с современными художниками, в числе которых и Рой Лихтенштейн, и Бернар Бюффе, и все тот же скандальный Джефф Кунс, и другие громкие имена арт-сцены. 

К примеру, по заказу Bernardaud Марина Абрамович, знакомая широкой публике как мастер перформанса, создала два набора посуды с говорящим названием Misfits (англ. «несоответствие»). В каждом наборе тарелки разного размера, отличающиеся по форме и рисунку. В дизайне Абрамович использовала мотивы из своих предыдущих художественных работ, например золотые губы, покрытые медом и тонким листом золота, отсылающие к одноименному перформансу Golden Lips 2009 года, или красную звезду — намек на коммунистический символ бывшей Югославии, где родилась художница. 

В прошлом году Bernardaud порадовал поклонников не менее яркой коллаборацией. Мануфактура выпустила лимитированную серию 20-сантиметровых скульптур Джеффа Кунса, которые, к счастью, можно было приобрести прямо на месте. Каждая из трех фигурок коллекции Balloon Animals имела тираж 999 экземпляров и была выполнена из глазурованного фарфора, имитирующего стальную поверхность. Кстати, это был уже не первый, но, вероятно, самый успешный опыт сотрудничества Кунса с французской фабрикой.

Особым проектом дома Bernardaud стал воспроизведенный по эскизам Марка Шагала столовый сервиз Pour Ida, подаренный им дочери Иде по случаю ее свадьбы в 1952 году. За несколько дней до церемонии Шагал расписал 69 столовых предметов. Мастера Bernardaud с разрешения семьи художника вручную повторили авторские рисунки. Изображенные на сервизе влюбленные пары, цирковые артисты, животные, фантастические существа — образы, часто встречающиеся в живописных работах мастера.

Хрустальная фабрика Daum по праву считается еще одним брендом, традицией которого стало сотрудничество с ведущими художниками своего времени. Именно здесь было выпущено несколько миниатюрных скульптур Сальвадора Дали, поражающих своей пластикой и безграничной фантазией автора. Среди них — работа «Танец времени I», отсылающая к его самой известной картине «Постоянство памяти» (1931). Образ расплавленного циферблата стал визитной карточкой художника и лег в основу многих скульптурных работ Дали, вдохновив Daum на создание элегантного изделия из синего хрусталя.

В арсенале коллабораций фабрики Daum числятся и такие звезды, как Жан Кокто, Арман, Филипп Старк, Лоранс Боннель, Ришар Орлински. 

Главной темой скульптурных работ французской художницы Лоранс Боннель стало изображение человеческих фигур. Для прославленного дома хрусталя она создала композицию La Foule (фр. «толпа») из пяти отдельно стоящих фигур, навеянных утонченными образами Альберто Джакометти и кубистическими скульптурами Осипа Цадкина.

Ее соотечественник скульптор Ришар Орлински преуспел в сотрудничестве сразу с несколькими домами. Например, для Daum он придумал коллекцию Wild Animals — скульптуры из специально обработанного хрусталя в синей, черной и белой гаммах. А по заказу бренда Christofle, специализирующегося на предметах роскоши для дома и ювелирных изделиях, Орлински создал эксклюзивную серию с фигурками животных.

Огромное количество коллабораций есть на счету и у знаменитого дома Lalique, который уже 130 лет являет свету удивительные декоративные предметы из хрусталя и стекла. Среди них — общие проекты с британским художником Дэмиеном Херстом, создавшим по заказу бренда серию хрустальных бабочек и завораживающие стеклянные панно, а также сотрудничество с Ивом Кляйном, заново открывшим образ Ники Самофракийской в ярко-синем цвете. Большинство произведений, выпущенных в рамках направления Lalique Art, выполнены в уникальной технике cire perdue, или технике исчезающего воска. Выразительные вазы из коллекции Crystal Architecture великолепной Захи Хадид и хрустальные анималистические скульптуры итальянца Рембрандта Бугатти пополнили список блестящих союзов французского бренда с мастерами искусства.

Важной вехой в истории Lalique стало приглашение к совместной работе американского художника Терри Роджерса. Маэстро переосмыслил знаковую для Lalique вазу «Вакханки», заменив фигуры античных жриц на танцующих сирен — девушек, будто сошедших с гиперреалистических полотен самого Роджерса. Обновленная коллекция ваз была выпущена под названием «Сирены» в двух вариантах — из прозрачного и золотистого хрусталя. 

Бум творческого сотрудничества не обошел стороной и еще один именитый дом — хрустальную фабрику Baccarat. Легендарный бренд неоднократно приглашал к партнерству дизайнера Филиппа Старка. В 2017 году вместе с Baccarat и компанией Flos Старк создал коллекцию светильников Bon jour Versailles. Ему блестяще удалось объединить образы прошлого с настоящим благодаря сочетанию классического светильника в духе эпохи Людовика XIV с современным высокотехнологичным дизайном. 

Еще один автор, проникнувшийся роскошью Baccarat, — голландский дизайнер Марсель Вандерс. По заказу компании он спроектировал грандиозный дворцовый светильник Le Roi Soleil и элегантную коллекцию New Antique, состоящую из нескольких ваз и круглого столика с подсвеченной хрустальной ножкой. 

Интересным проектом бренда стало трехстороннее сотрудничество со студентами кантональной школы ECAL в Лозанне и дуэтом английских дизайнеров — Эдвардом Барбером и Джеем Осгерби, которые, к слову, успели поработать и с домом Christofle. Художники переосмыслили бокалы из самой известной коллекции дома Baccarat Harcourt, превратив их в шахматные фигуры, цветочную вазу, поднос, браслет и даже в леденец.

Относиться к тиражному искусству можно по-разному — и поклонники уникальных произведений, и адепты формата коллабораций будут по-своему правы. Главное, что тяга к прекрасному, если возможности купить на аукционе работу Шагала или Хёрста нет, может быть удовлетворена благодаря таким смелым творческим проектам. Что же касается ценности подобных творений, то здесь владелец сам вправе решать, послужит ли его приобретение украшению интерьера или же станет одним из экспонатов коллекции. В любом случае предмет искусства стоит своих денег, если он вызывает яркие эмоции, даже если это фарфоровый воздушный шарик в виде кролика.

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+