18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Эрмитаж дополнит Лейденскую коллекцию

В лабораториях музея завершилась подготовка картин к участию в выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера»

Картины из Государственного Эрмитажа дополнят показ гастролирующей по миру Лейденской коллекции на выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера», которая откроется 5 сентября в Николаевском зале Зимнего дворца. По мнению авторов этой идеи, совместный показ позволит зрителям полнее оценить не только мастерство художников, но и особенности арт-рынка XVIII и XXI веков, вкусы коллекционеров, которых разделяют три столетия.

«Чтобы понять феномен Лейденской коллекции, мы предложили американским коллегам включить в экспозицию еще и восемь картин из Эрмитажа, — рассказала TANR хранитель голландской живописи XVII–XVIII веков доктор культурологии Ирина Соколова. — Мы подобрали работы, которые либо представляют собой пару к картинам из собрания Томаса Каплана и Дафны Реканати-Каплан, либо на них изображен тот же сюжет одного и того же художника, чтобы в их диалоге показать, как вновь созданные коллекции перекликаются со старыми собраниями. Подборка работ в Лейденской коллекции напоминает подбор картин Эрмитажа и собрание Екатерины II: произведения одних и тех же мастеров пользовались огромным спросом и обладали на рынке самой высокой стоимостью и в XVIII веке, и в веке XXI».

Эрмитаж владеет одной из самых богатых коллекций голландской живописи XVII–XVIII веков (для сравнения: Лейденская насчитывает 12 картин и 2 рисунка Рембрандта, а в петербургском музее хранится 21 работа мастера). Из своего собрания музей предлагает выставить вместе с коллекцией Капланов восемь картин. Часть из них присутствует в постоянной экспозиции, часть хранится в запасниках, но все они пребывают в хорошем состоянии. Впрочем, несколько работ пришлось передать в реставрационную мастерскую для профилактического осмотра, а также чтобы освежить лак, покрывающий живопись.

Отличить шедевры из Эрмитажа от американских можно будет сразу: все они, независимо от размера и расположения в экспозиции, помещены в пышные золоченые рамы — в отличие от строгих рам эбенового дерева, в которые заключены картины Лейденской коллекции.

Эрмитаж предлагает выставить три работы выдающегося голландского живописца Герарда Доу, ученика Рембрандта: «Торговка сельдями», «Старик, рассматривающий глобус» и «Купальщик». Картина другого ученика Рембрандта — «Разбитое яйцо» Франса Янса ван Мириса Старшего, по мнению специалистов музея, перекликается с одной из работ Лейденской коллекции.

Несомненно, как считают искусствоведы, возникнет и диалог между «Завтраком молодого человека» Питера Корнелиса ван Слингеланда и некоторыми работами из американского собрания. Как и между двумя картинами Якоба Врела: и на эрмитажной, и на лейденской изображен практически один и тот же сюжет — скромное жилище одинокой пожилой женщины, и она сама, сидящая у камина. Типичными для мастеров лейденской школы живописи являются «Портрет старика» Яна Ливенса и «Сара вводит Агарь к Аврааму» Адриана ван дер Верфа из Эрмитажа — аналоги им можно будет увидеть в частном собрании Капланов.

«Кроме того, наши работы дают и совершенно новый аспект в освещении Лейденской коллекции, — считает Ирина Соколова. — Очевидно, что рынок не истощен, и люди, обладающие средствами и страстью к живописи, могут и сейчас собрать выдающуюся коллекцию».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+