В этом году расширится не только география фестиваля (к прошлогодним участникам — Государственной Третьяковской галерее, Музею современного искусства «Гараж» и Центру документального кино — присоединились кинотеатр «Пионер» и Мультимедиа Арт Музей), но и программа. С 17 по 23 сентября в Москве покажут девять новых фильмов — победителей и участников конкурсов мировых кинофестивалей. Это преимущественно документальное кино, а единственный художественный фильм на The ART Newspaper FILM FESTIVAL — «Мэпплторп» — стал успешным дебютом документалистки Онди Тимонер в этом жанре. Драма рассказывает о жизни культового фотографа и близкого друга Патти Смит Роберта Мэпплторпа, поиске своего стиля и жизни в сквотах Нью-Йорка 1970-х, а сыграл его Мэтт Смит, известный по роли в британском сериале «Доктор Кто». Фильм о поиске своего стиля и выживании в сквотах Нью-Йорка 1970-х уже завоевал сердца — в апреле этого года он получил приз зрительских симпатий на Tribeca Film Festival.
Большой премьерой станет «Оскар» — документальная лента к 90-летию Оскара Рабина. Зрители услышат историю Лианозовской группы и советского андерграунда из первых уст: в съемках принимали участие Эрик Булатов, Виталий Комар, Владимир Паперный, Владимир Сорокин, Людмила Улицкая, Михаил Шемякин и многие другие.
Сразу два фильма будут посвящены видеохудожникам. О создании двух композиций для собора Святого Павла в Лондоне, над которыми Билл Виола и его жена Кира Перов работали 12 лет, расскажет фильм Джеральда Фокса «Билл Виола: путь к собору Св. Павла». Творчество другого художника и режиссера в буквальном смысле по буквам разберет его супруга Саския Боддеке в ленте «Алфавит Питера Гринуэя». Его творческий метод экранизируется в виде алфавита, каждая буква знаменует определенное понятие: “F” как “frame” («рамка»), “L” как “life”, “Q” как “question”, “D” как “death”.
Жизнь самой дорогой из ныне живущих художниц, Яёи Кусамы, и ее непростую дорогу к успеху покажут в фильме «Кусама: бесконечные миры». По словам режиссера Хезер Ленц, она хотела открыть темную сторону яркого искусства Кусамы, сложности, с которыми ей как женщине приходилось сталкиваться в арт-мире, и жизнь с психическим расстройством, которое художница трансформирует в искусство.
Трагическая судьба Ричарда Хэмблтона, одного из пионеров стрит-арта, соратника Жан-Мишеля Баскиа и Кита Харинга, пережившего обоих, стала центральным сюжетом ленты «Человек-тень». В середине 1970-х улицы Нью-Йорка заполонили поддельные сцены убийств — Хэмблтон рисовал их, приводя в ужас обывателей. А в начале 1980-х в городе было сложно не встретиться с его «темными людьми». Изображая черные силуэты, художник обращался к типичным страхам городского жителя. Несмотря на огромное влияние, которое он оказал на современных уличных художников, последние 20 лет жизни Хэмблтон прожил затворником, став «человеком-тенью».
Одними художниками дело не ограничится. О том, почему соавтор Центра Помпиду и лауреат Прицкеровской премии Ренцо Пьяно завидует фотографам, узнают зрители киноленты «Ренцо Пьяно, архитектор света». А режиссер и историк кино Марк Казинс, большой поклонник кинематографиста Орсона Уэллса (у Казинса даже есть татуировка с его именем и ботинки Уэллса), снял о своем кумире киноленту, в котором ищет ключ к фильмам через рисунки режиссера.
Что определяет успешную карьеру художника и как работает арт-рынок, в фильме «Размытые границы арт-мира» попытаются объяснить его непосредственные участники: звездные авторы, успешные галеристы и аукционисты, в числе которых Марина Абрамович, Ларри Гагосян, Джефф Кунс, Такаси Мураками и другие.
Показы фильмов будут дополнены дискуссиями с участием кинокритиков, искусствоведов и художников. Следите за новостями и обновлениями программы, приобретайте билеты онлайн на странице фестиваля.