18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Полотно Артемизии Джентилески выставил на торги Dorotheum

Созданное знаменитой представительницей итальянского барокко изображение Лукреции с XIX века находилось в частной коллекции и никогда прежде не выставлялось

На торгах венского аукционного дома Dorotheum 23 октября будет представлено изображающее Лукрецию полотно Артемизии Джентилески (1593–1654). Картина никогда прежде не экспонировалась и не выставлялась на торги.

Джентилески — одна из очень немногих известных сегодня художниц —представительниц итальянского барокко. Благодаря своим картинам, изображающим сильных женщин в драматических жизненных ситуациях, она стала своего рода женским символом мира старых мастеров в эпоху феминизма и кампании против сексуальных домогательств #MeToo. Вклад художниц, работавших в самые разные периоды истории искусства, постепенно переоценивается; на этом фоне стремительно растет интерес и к творчеству Джентилески, в центре которого стоят отважные героини классической мифологии.

В июле британская Национальная галерея приобрела у лондонского дилера Robilant + Voena за £3,6 млн «Автопортрет в образе святой Екатерины» (около 1615–1617) Джентилески. Другая ее работа, ранее неизвестная, была продана в декабре минувшего года на парижских торгах Drouot за рекордные €2,3 млн, что превысило в разы эстимейт в €300–400 тыс. На вопрос о том, будет ли Национальная галерея бороться за полотно на торгах Dorotheum, представительница музея ответила: «Национальная галерея никогда не дает комментариев касательно произведений, в приобретении которых она может быть — или не быть — заинтересована».

Росту интереса к творчеству художницы способствовала и выставка «Артемизия Джентилески и ее время», состоявшаяся в Музее Рима в 2016–2017 годах. Никола Спиноза включил изображение Лукреции как в каталог этой выставки, опубликованный в 2015 году, так и в каталог выставки Джентилески 2016 года в римском палаццо Браски.

По словам Марка Макдоннелла, возглавляющего в Dorotheum отдел старых мастеров, «Лукреция» сейчас находится в частной европейской коллекции, в которую она, по-видимому, попала приблизительно в середине XIX века. В тот самый период некое изображение Лукреции вошло в коллекцию семьи Ятта из Руво-ди-Пулья: в документах из семейного архива упоминается картина с belle donne nude con pugnale («красивыми обнаженными женщинами с кинжалами»). На торгах Dorotheum будет также представлено другое изображение Лукреции из этой же коллекции — кисти неаполитанской художницы XVII столетия Дианы де Роза.

«Лукреция» — первое полотно Артемизии Джентилески, с которым работает венский аукционный дом. Ее произведения в принципе редко оказываются на торгах, и в базе данных Artnet содержится информация всего о 62 работах художницы, выставлявшихся на аукцион — и всякий раз с невысоким эстимейтом. Как отмечает Макдоннелл, эстимейт картины (€500–700 тыс.) вновь «очень скромный и не отражает ее реальной рыночной стоимости, которая, как мы ожидаем, окажется куда выше».

«Вокруг атрибуции этого полотна велись ожесточенные споры, но и Никола Спиноза, и Риккардо Латтуада, проводивший экспертизу в Вене, убеждены, что его создала Джентилески», — говорит Макдоннелл, который посвятил работе с картиной полгода (с этой атрибуцией согласен и искусствовед Вольфганг Прохаска). Первоначально Спиноза отнес работу к флорентийскому периоду творчества Джентилески (конец 1620-х — начало 1630-х), но затем изменил свое мнение, предположив, что она была создана в 1640–1645 году, то есть уже в неаполитанский период. Латтуада также относит ее к неаполитанскому периоду, но к более ранней его части, приблизительно к 1630–1635 году, указывая на стилистическое сходство с произведениями Массимо Станционе, с которым художница работала в первое время после переезда в Неаполь, и Симона Вуэ, ее знакомого по Риму.

«При жизни Артемизия была скандальной фигурой — обращение в суд с иском против изнасиловавшего ее художника Агостино Тасси создало ей неоднозначную репутацию. Но она стремилась использовать эту репутацию и вынуждала своих покровителей сталкиваться лицом к лицу с этими трудными, жестокими сюжетами вокруг страдающих и сильных героинь», — говорит Марк Макдоннелл. По его словам, в XVIII и XIX веках ее творчество оказалось вытесненным на периферию канона: «В представлениях XIX столетия произведения Джентилески были чересчур драматичными, чересчур кровавыми, чересчур грубыми для „добродетельной“ художницы. Но их сила и мощь, на мой взгляд, созвучны современной атмосфере».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+