18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры эпохи Эдо в ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в два приема

№66
Материал из газеты

Выставка дает отличный шанс увидеть все разнообразие художественных школ в Японии за 250 лет правления клана Токугава со столицей в городе Эдо, давшем название периоду (1603–1868)

Наши музеи не могут похвастать большими собраниями японского искусства, по словам куратора «Шедевров живописи и гравюры эпохи Эдо» Айнуры Юсуповой, ни в одном из них оно не представлено c полнотой, «позволяющей показать историю искусства Японии или даже отдельно взятой эпохи Эдо». Тем более выставка в Пушкинском музее дает отличный шанс увидеть все разнообразие художественных школ в Японии за 250 лет правления клана Токугава со столицей в городе Эдо, давшем название периоду (1603–1868). Более сотни произведений предоставили Токийский национальный музей и Агентство по культуре Японии, Художественный музей города Тиба и Художественный музей Итабаси в Токио. Дополняют же их вещи из коллекции ГМИИ и Государственного музея искусства народов Востока.

Интересно, что выставок на самом деле две: в середине показа экспозицию заменят. Поскольку строгие японские стандарты не позволяют выставлять живопись на шелке и бумаге дольше месяца, на смену одним уникальным произведениям придут другие. Семнадцати работам на родине присвоен особый статус, а две из них считаются национальным сокровищем. Это двустворчатая ширма «Наслаждение вечерней прохладой» Кусуми Морикагэ (ок. 1620–1690) и недавно отреставрированный свиток с портретом знатного самурая Таками Сэнсэки кисти Ватанабэ Кадзана (1793–1841), в котором японские традиции художник совместил с приемами европейского искусства. 

Кадзан был сторонником открытия страны Западу (в эпоху Эдо Япония вела торговлю только с Китаем и Нидерландами). За свои политические взгляды художник даже был сослан с запретом продавать работы. Но, чтобы выжить, он продолжал тайно торговать ими, за что был заключен под арест и как истинный конфуцианец совершил ритуальное самоубийство.

В эпоху Эдо начали переводить китайские классические труды по конфуцианству, что нашло отражение и в живописи. Пример тому «Пейзаж с кукушкой» художника и поэта Ёсы Бусона (1716–1784), который и в хайку, и в живописи придерживался китайских идеалов. 

В Пушкинском показывают работы художников всех крупнейших направлений, в том числе шедевр Сакаи Хоицу (1761–1828) — ширму «Цветущие летние и осенние травы», одно из самых известных произведений школы Римпа. Не останется, естественно, без внимания и самое известное за пределами Японии направление — укиё-э, ставшее популярным в Европе в XIX веке. На выставке экспонируются работы знаменитого автора укиё-э Кацусики Хокусая (1760–1849), в том числе «Большая волна в Канагаве» из его знаменитой серии «36 видов Фудзи». В Японии укиё-э было настолько популярно и распространено в среде горожан, что старые гравюры использовали даже в качестве упаковочного материала при отправке керамики в Европу, благодаря чему они и приобрели там такую популярность. В России они также пользовались успехом, в первую очередь пейзажи укиё-эно, но и сценки из городской жизни, портреты борцов сумо, актеров театра кабуки и красавиц своего времени. Одну из них, Окиту из чайного дома Нанивая, любимую модель Китагавы Утамаро (1753–1806), увидят и в Москве. 

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо
4 сентября – 28 октября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+