18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Больше творчества, а не зубрежки

№66
Материал из газеты

В английских школах сокращают гуманитарные дисциплины — в китайских, наоборот, включают их в программу

На Глобальном форуме по образованию и практическим навыкам в Дубае, аналоге Давоса в сфере образования, в прошлом году акцент был сделан на преподавании STEM-предметов (точные науки, техника, инженерия и математика). Хотя главную премию Global Teacher («Мировой учитель») в размере $1 млн получил преподаватель физкультуры из небольшой общины инуитов.

В этом году форум посвятили художественному образованию, которое сейчас считается дополнительным. На Западе система фокусируется на базовых предметах, учащихся ориентируют на карьеру. Китай же провел реформу образования, которая помогла поднять на новый уровень преподавание не только точных, но и гуманитарных дисциплин. Новая всеобъемлющая учебная программа включает искусство и общественные науки. Перемены вызваны тем обстоятельством, что многонациональные компании, рассматривая китайских претендентов на должности, отмечали, что тем не хватает творческой искры, увлеченности делом и способности адаптироваться.

Global Teacher 2018 получила Андриа Зафираку, преподавательница дизайна в одной из школ Лондона. Она обошла более чем 30 тыс. претендентов из 173 стран мира. По сравнению с прошлым годом на форуме были заметны примечательные изменения. Впервые говорилось  о критической важности преподавания искусства и гуманитарных наук, как для качества жизни, так и для карьерных перспектив. Вместо того чтобы просто поставлять на рынок труда обученный персонал, комплексное образование должно вдохновлять на творчество и инновации, стимулировать целеустремленность и увлеченность.

На этом фоне становится очевидной отсталость Великобритании в образовательной сфере. Творческие дисциплины здесь исключены из рейтинга среднеобразовательных школ Министерства образования, и в результате число учеников, выбирающих их, сократилось в этом году еще на 51 тыс. Но Зафираку это не останавливает. В удручающей ситуации (согласно опросу BBC, девять из десяти школ урезали учебные часы, сократили преподавателей или выбросили из расписания один творческий предмет) она организовала кампанию с привлечением части выигранного ею гранта. На начальном этапе проекта Artists in Residence («Резиденции для художников») цель Зафираку — привлечь художников и художественные организации в каждую школу Лондона, а затем она хочет реализовать эту схему по всей стране.

Средняя школа в Бренте, в которой работает Зафираку, находится в одном из самых бедных и этнически разнообразных районов Лондона, где многие талантливые дети страдают от переизбытка STEM-предметов и постоянных тестов. По словам Зафираку, ее художественный семинар — одно из немногих мест, где нет понятий «правильно» и «неправильно» и от учеников не требуют стандартных достижений. У них больше времени, чтобы познавать мир, развиваться, экспериментировать. «Это освежает и питает творческие способности», — уверена она.

В современную английскую программу среднего образования не включены художественные предметы, и преподаватель просит правительство обратить внимание на успех ее работы: «А если рассказывать учащимся и вообще людям о ценности искусства? Что если ввести программу, которая бы всесторонне развивала ребенка? Правильный ли это способ оценки знаний наших детей — стрессовое принудительное тестирование, которое фактически показывает их способности к зубрежке?» Ученики должны сдать 33 экзамена в течение месяца, в результате многие, особенно дети с особенностями развития, будут исключены. 

Есть опасность, что в угоду навыкам, адаптирующим к исчезающему рынку труда, уничтожаются врожденные таланты и творческие склонности детей. В нынешнем климате немодно говорить о таланте в контексте образования из-за акцента на преподавании «академических» навыков, которые можно освоить только с помощью недюжинной усидчивости и постоянного тестирования. Творчество и искусство никогда не были востребованы в обществе, где ценятся стрессоустойчивость и приспособляемость. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+