18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Больше творчества, а не зубрежки

№66
Материал из газеты

В английских школах сокращают гуманитарные дисциплины — в китайских, наоборот, включают их в программу

На Глобальном форуме по образованию и практическим навыкам в Дубае, аналоге Давоса в сфере образования, в прошлом году акцент был сделан на преподавании STEM-предметов (точные науки, техника, инженерия и математика). Хотя главную премию Global Teacher («Мировой учитель») в размере $1 млн получил преподаватель физкультуры из небольшой общины инуитов.

В этом году форум посвятили художественному образованию, которое сейчас считается дополнительным. На Западе система фокусируется на базовых предметах, учащихся ориентируют на карьеру. Китай же провел реформу образования, которая помогла поднять на новый уровень преподавание не только точных, но и гуманитарных дисциплин. Новая всеобъемлющая учебная программа включает искусство и общественные науки. Перемены вызваны тем обстоятельством, что многонациональные компании, рассматривая китайских претендентов на должности, отмечали, что тем не хватает творческой искры, увлеченности делом и способности адаптироваться.

Global Teacher 2018 получила Андриа Зафираку, преподавательница дизайна в одной из школ Лондона. Она обошла более чем 30 тыс. претендентов из 173 стран мира. По сравнению с прошлым годом на форуме были заметны примечательные изменения. Впервые говорилось  о критической важности преподавания искусства и гуманитарных наук, как для качества жизни, так и для карьерных перспектив. Вместо того чтобы просто поставлять на рынок труда обученный персонал, комплексное образование должно вдохновлять на творчество и инновации, стимулировать целеустремленность и увлеченность.

На этом фоне становится очевидной отсталость Великобритании в образовательной сфере. Творческие дисциплины здесь исключены из рейтинга среднеобразовательных школ Министерства образования, и в результате число учеников, выбирающих их, сократилось в этом году еще на 51 тыс. Но Зафираку это не останавливает. В удручающей ситуации (согласно опросу BBC, девять из десяти школ урезали учебные часы, сократили преподавателей или выбросили из расписания один творческий предмет) она организовала кампанию с привлечением части выигранного ею гранта. На начальном этапе проекта Artists in Residence («Резиденции для художников») цель Зафираку — привлечь художников и художественные организации в каждую школу Лондона, а затем она хочет реализовать эту схему по всей стране.

Средняя школа в Бренте, в которой работает Зафираку, находится в одном из самых бедных и этнически разнообразных районов Лондона, где многие талантливые дети страдают от переизбытка STEM-предметов и постоянных тестов. По словам Зафираку, ее художественный семинар — одно из немногих мест, где нет понятий «правильно» и «неправильно» и от учеников не требуют стандартных достижений. У них больше времени, чтобы познавать мир, развиваться, экспериментировать. «Это освежает и питает творческие способности», — уверена она.

В современную английскую программу среднего образования не включены художественные предметы, и преподаватель просит правительство обратить внимание на успех ее работы: «А если рассказывать учащимся и вообще людям о ценности искусства? Что если ввести программу, которая бы всесторонне развивала ребенка? Правильный ли это способ оценки знаний наших детей — стрессовое принудительное тестирование, которое фактически показывает их способности к зубрежке?» Ученики должны сдать 33 экзамена в течение месяца, в результате многие, особенно дети с особенностями развития, будут исключены. 

Есть опасность, что в угоду навыкам, адаптирующим к исчезающему рынку труда, уничтожаются врожденные таланты и творческие склонности детей. В нынешнем климате немодно говорить о таланте в контексте образования из-за акцента на преподавании «академических» навыков, которые можно освоить только с помощью недюжинной усидчивости и постоянного тестирования. Творчество и искусство никогда не были востребованы в обществе, где ценятся стрессоустойчивость и приспособляемость. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+