18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Провенанс: не просто строчка в аукционном каталоге — это тайная жизнь произведений искусства

Сборник статей «Провенанс: альтернативная история искусства» объясняет, зачем исследовать происхождение вещей и почему это делать непросто.

Provenance: an Alternative History of Art / Gail Feigenbaum and Inge Reist, eds. Getty Publications. 224 стр. £27,99; $40 (мягкая обложка)

Еще 30 лет назад историки искусства довольно небрежно относились к исследованию происхождения предметов искусства, к тому же этой теме посвящено сравнительно мало публикаций. Изыскания в области провенанса предполагают обработку и систематизацию разрозненной информации и скрупулезное изучение коллекционных отметок и маркировки на самих произведениях. Основными источниками служат проведенная после Второй мировой войны инвентаризация и аукционные каталоги почти 300-летней давности. Довольно редко удается проследить всю цепочку владельцев предметов искусства, затем эти частичные и (значительно реже) полные сведения публиковались в музейных или аукционных каталогах, а иногда и в научных статьях, правда обычно в сносках. Долгие годы это было знание ради знания. Однако в некоторых случаях провенанс можетдобавить ценности произведению искусства. В качестве хрестоматийного примера, подтверждающего данную тенденцию, можно назвать мемуары Эдварда де Вааля Заяц с янтарными глазами.

Благодаря компьютеризации и таким замечательным работам, как изданный в 1983 году «индекс провенанса» Бёртона Фредериксена, сегодня доступно значительно больше данных об истории владения различными предметами антиквариата и художественными произведениями. Хотя задача у данной книги, редакторами которой являются Гейл Фейгенбаул, возглавляющая Исследовательский институт Гетти, и Инге Рейст, руководитель одного из отделов Справочной библиотеки по искусству имени Фрика и директор Центра истории коллекционирования при Коллекции Фрика, иная. Она призывает выйти за пределы взглядов об исследовании провенанса как о «тихом, исключительно антикварном поиске» и принять более широкое толкование.

Примерно 25 лет назад исследования провенанса внезапно приобрели необычайную значимость в связи с появлением широкой практики реституции предметов искусства, в частности похищенных нацистской Германией. Два эссе, Тилманна фон Стокхауза Провал исследований провенанса в Германии и Уве Флекнера Порочная продажа: противоречивость провенанса в Т ретьем рейхе, внесли существенный вклад в исследования по данной теме.

В первом фон Стокхауз исследует проблемы, которые препятствовали легальному разбирательству в Германии, в том числе относительно трофейных предметов искусства. В результате войны и нацистских гонений немцы испытывали недостаток в квалифицированных исследователях: «история искусств потеряла больше кадров, чем любая другая дисциплина». Еще одна проблема сегодняшней Германии, пишет фон Стокхауз, состоит в том, что финансированием искусства занимается не Берлин, а федеральные земли, что зачастую приводит к противоречивым и запутанным директивам. Эссе Флекнера критикует сами методы исследования провенанса. До уста-новления нацистского режима современное искусство в Германии процветало. При Гитлере оно было низведено в ранг «дегенеративного искусства». После выставки, которая по сей день остается самой посещаемой в истории выставкой искусства, преследуемые работы были проданы частным образом или посредством аукционов, обменены или уничтожены. Флекнер также отмечает, что, когда Третьему рейху потребовались деньги, в некоторых случаях провенанс принадлежавших частным музеям картин специально искажался с расчетом увеличить доход от продажи.

Эссе Софи Руа включает в себя интересные замечания и обобщения об аукционах искусства в дореволюционной Франции.

«Провенанс был оскорблен революционной Францией», — пишет другой автор, Доминик Пуало. Радикальные изменения в праве собственности, в том числе на предметы искусства, привели к катастрофическим последствиям. Конфискация произведений искусства и повсеместное осквернение церковных и королевских памятников парадоксальным образом совпали с систематическим строительством музеев.

Идеализм власти в сочетании с чередой грязных сделок также приводит к сложностям при
установлении провенанса.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+