18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Николай Кульбин, великий оригинал великой эпохи

№66
Материал из газеты

Первая большая выставка одного из главных персонажей русского авангарда проходит в Русском музее

Первая после 1918 года большая ретроспектива Николая Кульбина (1868–1917) — 120 произведений из российских музеев, архивов и частных коллекций. Даже по меркам рубежа XIX–XX веков, времени в России богатого на оригиналов, Кульбин выделяется весьма ярко. Он классический self made man. Сын штабного писаря и солдатской дочери, окончил 6-ю петербургскую гимназию и с отличием Военно-медицинскую академию. Защитил диссертацию о последствиях отравления суррогатным алкоголем и стал врачом Главного Штаба. Кстати, служил там, где сейчас находится Эрмитаж. 

И вдруг в 40 лет увлекся искусством. Язвительный мемуарист, поэт и критик Георгий Иванов позже напишет, что было Кульбину видение на Троицком мосту: «Не тем занимался я всю жизнь». Но уроки, которые он брал в рисовальных классах Императорского общества поощрения художеств, одним озарением не объяснишь. Иванова опровергает композитор Артур Лурье, вспоминая, что Кульбин легко творил добро, носил генеральскую шинель с красной подкладкой и пропагандировал левое искусство. Достаточно пробежаться по последним десяти годам жизни Кульбина, чтобы понять: он был одним из главных поваров того культурного бульона, который сейчас называют «классический русский авангард».

В 1908 году он создал объединение «Треугольник» (Знание — Любовь — Воля) и организовал выставку «Современные течения в искусстве». Вскоре группу покинули Елена Гуро и Михаил Матюшин, обвинившие лидера в «декадентстве и врубелизме». Но Кульбина не смутил уход друзей. В 1910-м он опубликовал статью «Свободное искусство как основа жизни», а через год выступил на Всероссийском съезде художников с докладом «Гармония и диссонанс, их тесные сочетания в искусстве и жизни». Кульбин выдвинул спиралевидную теорию развития культуры, верил в то, что можно впрячь в одну телегу академизм и футуристов. В 1912 году открывается артистическое кафе «Бродячая собака», Кульбин — его активист с первых до последних дней. Тогда же Императорское общество поощрения художеств награждает его персональной выставкой на 84 работы. Звездный час Кульбина наступил в 1914 году: он организовал в Петербурге лекции гуру итальянского футуризма Филиппо Томмазо Маринетти, дрался там с Велимиром Хлебниковым и Бенедиктом Лившицем, а через день они уже мирно общались в «Бродячей собаке». В начале революции воодушевленный Кульбин дежурил в организованном им же отряде народной милиции. Но от случайной пищи обострилась язва желудка — и Кульбин скоропостижно умер. 

В 1968 году на выставке художника к его 100-летию в Ленинграде историк искусства Всеволод Петров справедливо (и задолго до постмодернизма) заметил, что главным произведением Кульбина был он сам. Но именно богатый бэкграунд делает интересными работы художника. Вспомним ранний символистский пейзаж «Пруд в Павловске» из собрания Александра Коровина. Кульбин дружил с театральным реформатором Николаем Евреиновым, создал эскизы костюмов и декораций к его спектаклю «Шесть красавиц, не похожих одна на другую». Но главное в его наследии — серия портретов современников. Несколько штрихов — и перед нами Хлебников, Алексей Крученых, Михаил Кузмин, Федор Сологуб... И конечно, сам автор с глазами-прицелами. 

Выставка посвящена памяти Евгения Ковтуна (1928–1996), сотрудника ГРМ, первого в России исследователя творчества Николая Кульбина.  

Государственный Русский музей
Николай Кульбин
До 29 октября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+