Судьба Лоренцо Лотто (1480–1557), современника Джорджоне и Тициана, сложилась драматично. Он вынужден был переезжать из города в город — из родной Венеции в Тревизо, Бергамо, Марке, затем обратно в Венецию — в поисках заказов. Из-за очень конкурентной среды в Венеции и не в последнюю очередь из-за своего неуживчивого характера. Доехал и до Рима (1508–1512), куда его позвал папа Юлий II для росписи станц делла Сеньятура и д’Элиодоро Ватиканского дворца. Но его фрески позже были записаны Рафаэлем. И это при том, что в живописца со своей неповторимой манерой Лоренцо Лотто сформировался весьма рано, усвоив вначале уроки своего учителя Альвизе Виварини, а затем Джованни Беллини, Антонелло да Мессина и североевропейских мастеров, в первую очередь Альбрехта Дюрера, приехавшего в Венецию в 1505 году. Умер Лотто без средств к существованию в приюте церкви доминиканцев в Лорето. А после кончины о нем не то чтобы забыли, но отодвинули в тень титанов венецианской школы Тициана, Веронезе и Тинторетто. Вновь открыл художника в конце XIX века Бернард Беренсон, написав первую монографию о Лотто, где не только высоко оценил его живопись, но и представил как блестящего портретиста, новатора в этом жанре, впервые использовавшего в нем горизонтальный формат и писавшего групповые портреты. В экспозиции — 38 произведений из ведущих мировых музеев, включая «Портрет епископа Бернардо Росси» (1505, Музей Каподимонте, Неаполь), «Портрет молодого человека с лампой» (1506, Музей истории искусств, Вена), «Семейный портрет» (1523–1524, Государственный Эрмитаж), «Портрет Андреа Одоне» (1527, Королевская коллекция, Лондон). Дополняют экспозицию десять рисунков мастера, редко включаемых в выставки, и почти импрессионистический по письму портрет маслом на бумаге, видимо набросок. Позже выставка переедет в Национальную галерею в Лондоне.
Музей Прадо
Лоренцо Лотто. Портреты
До 30 сентября
www.museodelprado.es