18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новое о графике Александра Дейнеки

№66
Материал из газеты

Графика Дейнеки (1899–1969) обычно остается в тени его мощной живописи, но Музей архитектуры вместе с галереей «Диалог» взялись это исправить

На выставке — графическое наследие мастера, начиная с ранних, едва ли не детских рисунков и студенческих штудий и заканчивая эскизами к хрестоматийным полотнам и экспериментами в гравюре. Большая часть работ предоставлена галереей «Диалог» и происходит из семьи художника, несколько важных для понимания этой части наследия экспонатов предоставили Третьяковская галерея и Пушкинский музей.

Учеба Дейнеки и становление его как художника пришлись на первые послереволюционные годы и проходили во Вхутемасе, на графическом отделении, под руководством Владимира Фаворского. За плечами Дейнеки к тому времени было Харьковское художественное училище и плакаты к стихам Владимира Маяковского по типу «Окон РОСТА» в его родном городе Курске, и графическое отделение было выбрано не случайно: молодой художник мечтал о броской печатной графике и тысячных тиражах. «По-мужицки одетый бородатый Фаворский» возрождал классическую гравюру, и этот навык Дейнеке, безусловно, пригодился. В 1920-е годы он много работал в журналах, и из этих рисунков вырос ряд будущих известных полотен. По журнальным заданиям он ездил на заводы и в шахты Донбасса, где вдохновлялся и новыми советскими людьми, и махинами станков, экспериментировал с динамикой ракурсов и поз фигур — и все это, прежде чем перенести на холст, пробовал и отрабатывал в рисунке. 

На выставке представлена графика Дейнеки на разные темы: портреты, мощные атлетические фигуры, спорт и военные зарисовки, сделанные во время командировок на фронт. Важная часть — эскизы к знаменитым живописным полотнам художника.

 Среди них эскиз к «Обороне Севастополя», благодаря чему видно, как менялся замысел художника: первоначально в центре композиции был женский персонаж, но в финальном варианте гранату бросает моряк. Эскизы к картине «Никитка — первый русский летун» демонстрируют сложный поиск ракурсов главного героя, чтобы передать эйфорию полета. Работа Дейнеки как художника-монументалиста представлена в эскизах для мозаик Московского метрополитена и главного здания МГУ, а также для менее известной росписи купола Челябинского театра оперы и балета.  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Александр Дейнека. Контуры глобальной эпохи
14 сентября— 13 ноября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+