18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Сюрреализм без берегов

№66
Материал из газеты

Сборник текстов, ранее существовавших как разрозненные листовки и статьи, был подготовлен Ги Жираром специально для «Гилеи», впервые увидел свет на русском языке и за рубежом не выходил

В книгу включены тексты, написанные по  обе  стороны Атлантики начиная с 1920-х и заканчивая — внимание — 2000-ми годами. Словно в доказательство того, что дело сюрреализма процветает поверх исторических и географических границ. Но минуя Россию — «воззваний» и «трактатов» наших художников в сборнике нет.

Зато есть манифесты белградской и пражской групп, декларации румынских и голландских сюрреалистов, представителей Латинской Америки и стран арабского мира. Андре Бретон, автор Первого и Второго сюрреалистических манифестов, колесил по миру, распространяя свои идеи. Движение быстро превратилось в «сюрреалистический интернационал» с «агентурной сетью», а его участники демонстрировали поразительную гомогенность эстетических, социальных и политических взглядов. Самими адептами сюрреализма его феномен в «Воззваниях и трактатах» интерпретируется как «координация… методов и учений» в качестве «примеров отрицания существующего мироустройства». «Не школа и не молельня», а «отношение к жизни», «различные проявления бунта». Авторы почти всех текстов декларируют приверженность идеям марксизма, но остаются настроены критически и непримиримо ко всей мировой повестке.

Многие их идеи кажутся прорывом для своего времени. Французы в 1920-е годы заговорили о сексуальном насилии врачей над пациентками с истерией, чехи в 1940-е писали об «освобожденной любви» поверх гендерных границ, голландцы в 1960-е цитируют «Общество спектакля» Ги Дебора, а чикагская группа в 1970-е симпатизирует движению за права афроамериканцев и коренных народов Америки. Но не менее поражает почти полная неизменность языка манифестов. Игнорируя современные теории и культурные практики, сегодняшние сюрреалисты местами скатываются в почти курьезные ана­хронизмы, едва ли сохраняющие прежний эмансипационный запал.

В рассуждениях о революции и «художественной оппозиции» можно разглядеть метафору глобальной альтернативы порядку, который кажется неудовлетворительным, но изменить который невозможно. И результирующее чувство бессилия вырождается в навязчивое повторение одних и тех же действий и слов. Говоря словами Петера Бюргера, не обеспечивает ли разрыв «между искусством и жизненной практикой» вожделенное «пространство свободы, внутри которого мыслимы альтернативы существующему положению дел»?  Валерий Леденев

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+