18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Гипс в форме личного почерка

№66
Материал из газеты

Знаменитый и неизвестный Паоло Трубецкой

Издание на русском языке альбома-каталога произведений Паоло Трубецкого (1866–1938) из собрания Музея пейзажа в Вербании (Италия), несомненно, событие как для искусствоведов, так и для всех поклонников этого ваятеля. Трудно переоценить его значение для отечественной скульптуры первой половины ХХ века. Космополит по рождению и образу жизни, он родился от русского отца, князя Петра Трубецкого, и американки, Ады Винанс, в Италии, куда всегда возвращался после короткого или длительного отсутствия. Впитав все передовое в европейской скульптуре рубежа XIX–XX веков, получив еще при жизни широкую известность, он остался важной фигурой прежде всего в русском искусстве.

Хотя на исторической родине «заезжий итальянец» пробыл недолго — с 1898 по 1906 год. Приглашенный преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он своей подвижной, энергичной техникой лепки, даром схватывать, как в мгновенном снимке, самое характерное в модели произвел настоящий фурор в культурной среде, а главное — среди начинающих скульпторов. В Третьяковской галерее и Русском музее хранится немало его работ: портреты важнейших деятелей русской культуры (Исаак Левитан, Лев Толстой, Федор Шаляпин), а также великосветских особ, замечательные жанровые сценки и анималистика. А памятник Александру III в Петербурге давно зачислен в шедевры скульптуры не только русской, но и европейской. И тем не менее персональных выставок Трубецкого у нас случалось до обидного мало: в далеком 1966-м в Русском музее, пара юбилейных — к 125-летию в Третьяковской галерее (1991) и к 150-летию опять в ГРМ (2016) — и еще совсем недавняя ретроспектива в той же Третьяковке.

С публикациями о скульпторе ситуация получше. К выставкам издавались каталоги, Трубецкой включен во все истории русского искусства, выходили статьи в периодической печати и тематических сборниках. Впрочем, нет пока серьезной монографии о феномене его стиля, как и нет подробного исследования творческого пути. Каталог избранных произведений скульптора в Музее пейзажа в Вербании, вышедший в Италии благодаря усилиям группы итальянских и российских авторов, редакторов-составителей (Федерика Рабаи и Роберто Трубецкой-Хан) и теперь доступный и нашему читателю, отчасти восполняет этот пробел. В музее небольшого города на берегу озера Лаго-Маджоре хранится крупнейшая и мало известная за пределами Италии коллекция работ Трубецкого — более 340 произведений (в основном в гипсе), подаренных в 1938 году его вдовой и братом по завещанию мастера.

Альбом, где воспроизведены 84 экспоната музея, не перегружен текстами: лаконичная история коллекции, сжатый портрет главного героя, его биография в датах, подробный каталог представленных работ. Особенно ценен полный перечень выставок и публикаций о Трубецком начиная с 1884 года и до самых последних, таких как сборник писем и воспоминаний о нем, составленный исследователем «русской Италии» Михаилом Талалаем, соредактором, переводчиком и этого альбома-каталога. 

А самое увлекательное — чтение аннотаций к воспроизведенным скульптурам, не только рассказывающих об их создании, но и воссоздающих среду, в которой жил и работал мастер. Это и Милан рубежа XIX–ХХ веков, где Трубецкой сформировался как скульптор, и дальнейшие творческие связи — не только с русской, но и с интернациональной культурной элитой, к которой, безусловно, принадлежал и сам Паоло Трубецкой.  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+