Издание на русском языке альбома-каталога произведений Паоло Трубецкого (1866–1938) из собрания Музея пейзажа в Вербании (Италия), несомненно, событие как для искусствоведов, так и для всех поклонников этого ваятеля. Трудно переоценить его значение для отечественной скульптуры первой половины ХХ века. Космополит по рождению и образу жизни, он родился от русского отца, князя Петра Трубецкого, и американки, Ады Винанс, в Италии, куда всегда возвращался после короткого или длительного отсутствия. Впитав все передовое в европейской скульптуре рубежа XIX–XX веков, получив еще при жизни широкую известность, он остался важной фигурой прежде всего в русском искусстве.
Хотя на исторической родине «заезжий итальянец» пробыл недолго — с 1898 по 1906 год. Приглашенный преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он своей подвижной, энергичной техникой лепки, даром схватывать, как в мгновенном снимке, самое характерное в модели произвел настоящий фурор в культурной среде, а главное — среди начинающих скульпторов. В Третьяковской галерее и Русском музее хранится немало его работ: портреты важнейших деятелей русской культуры (Исаак Левитан, Лев Толстой, Федор Шаляпин), а также великосветских особ, замечательные жанровые сценки и анималистика. А памятник Александру III в Петербурге давно зачислен в шедевры скульптуры не только русской, но и европейской. И тем не менее персональных выставок Трубецкого у нас случалось до обидного мало: в далеком 1966-м в Русском музее, пара юбилейных — к 125-летию в Третьяковской галерее (1991) и к 150-летию опять в ГРМ (2016) — и еще совсем недавняя ретроспектива в той же Третьяковке.
С публикациями о скульпторе ситуация получше. К выставкам издавались каталоги, Трубецкой включен во все истории русского искусства, выходили статьи в периодической печати и тематических сборниках. Впрочем, нет пока серьезной монографии о феномене его стиля, как и нет подробного исследования творческого пути. Каталог избранных произведений скульптора в Музее пейзажа в Вербании, вышедший в Италии благодаря усилиям группы итальянских и российских авторов, редакторов-составителей (Федерика Рабаи и Роберто Трубецкой-Хан) и теперь доступный и нашему читателю, отчасти восполняет этот пробел. В музее небольшого города на берегу озера Лаго-Маджоре хранится крупнейшая и мало известная за пределами Италии коллекция работ Трубецкого — более 340 произведений (в основном в гипсе), подаренных в 1938 году его вдовой и братом по завещанию мастера.
Альбом, где воспроизведены 84 экспоната музея, не перегружен текстами: лаконичная история коллекции, сжатый портрет главного героя, его биография в датах, подробный каталог представленных работ. Особенно ценен полный перечень выставок и публикаций о Трубецком начиная с 1884 года и до самых последних, таких как сборник писем и воспоминаний о нем, составленный исследователем «русской Италии» Михаилом Талалаем, соредактором, переводчиком и этого альбома-каталога.
А самое увлекательное — чтение аннотаций к воспроизведенным скульптурам, не только рассказывающих об их создании, но и воссоздающих среду, в которой жил и работал мастер. Это и Милан рубежа XIX–ХХ веков, где Трубецкой сформировался как скульптор, и дальнейшие творческие связи — не только с русской, но и с интернациональной культурной элитой, к которой, безусловно, принадлежал и сам Паоло Трубецкой.