18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей имени Андрея Рублева станет примером «государственно-церковного партнерства»

На территории Спасо-Андроникова монастыря может появиться древлехранилище и, возможно, начнутся церковные службы, в то время как РПЦ по-прежнему претендует на памятники Ферапонтова монастыря и Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Сейчас, по словам директора Михаила Миндлина, Музей имени Андрея Рублева, находящийся на территории Спасо-Андроникова монастыря, задействует всего около 1 тыс. кв. м выставочных площадей. Но после того, как институция получила главный дом и северный флигель бывшей городской усадьбы Хрящева — Шелапутиных, а также бывший жилой дом по соседству, общая площадь музея возросла на 4,9 тыс кв. м.

Передача дополнительных зданий музею — часть принятой год назад концепции развития, разработанной с участием представителей музейного сообщества и Русской православной церкви. Всю музейную инфраструктуру — хранилища, реставрационные мастерские, хозяйственные и административные службы — планируется перенести в новые здания. Как рассказали на пресс-конференции в музее, здания усадьбы Хрящева — Шелапутиных, построенной Матвеем Казаковым в 1780–1790-х, отреставрируют. В них должны появиться полноценный музейный магазин, отдел экспертизы, образовательный и научно-просветительский отдел. Бывший жилой дом позади усадебных построек ждет реконструкция посерьезнее: согласно предварительному проекту, перед зданием появится застекленный атриум, где будут экспонироваться копии фресок Дионисия из Ферапонтова монастыря в натуральную величину, а внутри будет многофункциональный зал для концертов и конференций, открытое хранилище, большое музейное кафе и смотровая площадка с видом на Спасо-Андроников монастырь.

Внутри стен самого монастыря до конца сентября должны начаться работы по благоустройству территории, в рамках которых появится современная система водоотвода. Как рассказал Михаил Миндлин, сейчас постройки страдают от избыточной влаги в основании фундаментов. Реставрации также ожидают Настоятельские палаты и Одностолпная трапезная палата с усыпальницей бояр Лопухиных и церковью Архангела Михаила, для которых разработана и согласована проектная документация. «Спасо-Андроников монастырь — это уникальный ландшафтно-архитектурный исторический заповедник, который сохранился почти в полной комплектности, — рассказал на пресс-конференции Михаил Миндлин, — и нам хочется сохранить историческую атмосферу этой территории и этого архитектурного ансамбля».

В церкви Архангела Михаила, заложенной по приказу жены Петра I Евдокии Лопухиной в конце XVII века, могут быть возобновлены службы. По словам епархиального древлехранителя Московской городской епархии протоиерея Леонида Калинина, принимавшего участие в разработке концепции музея, этот вопрос находится на стадии «предпроектного предложения». Также в рамках сотрудничества музея и РПЦ на территории монастыря может появиться первое в Москве древлехранилище — церковный музей. «Мы ищем пути и возможности взаимодействия с музеем по вопросу создания главного епархиального московского музея, где будут реставрационные мастерские, хранилище для ценных икон и будет возможность для совместной экспозиционной деятельности», — сообщил корреспонденту TANR Леонид Калинин.

По словам епархиального древлехранителя, вопрос о передаче музейных зданий Русской православной церкви или возобновлении монашеской жизни в Спасо-Андрониковом монастыре пока не поднимался. Однако он добавил, что по мере перевода музейных служб в здание усадьбы Хрящева «появятся возможности для расширения взаимодействия между церковью и музеем как единого научно-исследовательского и музейного комплекса, а с другой стороны, как церковной структуры, которая наполняет этот комплекс живой струей настоящего православного делания, богослужения».

Директор Департамента музеев Министерства культуры Российской Федерации Владислав Кононов назвал работу Музея имени Андрея Рублева и РПЦ примером «конструктивного взаимодействия, не основанного на конфликтных ситуациях». А в последние годы конфликты неоднократно возникали в связи с заявками РПЦ на передачу ей ряда объектов российских музеев.

Этим летом появились сообщения о возможной передаче Вологодской митрополии пяти архитектурных памятников древнерусских Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, входящих в состав Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Заявки в Росимущество РПЦ подала, в частности, на церковь Преподобного Мартиниана и Казенную палату в охраняемом ЮНЕСКО Ферапонтовом монастыре, а также на братские кельи Кирилло-Белозерского монастыря. Заявка была отклонена из-за некомплекта представленных церковью документов, однако, как сообщает «Коммерсантъ», Вологодская митрополия подала заявление повторно.

Шатровая церковь Преподобного Мартиниана была пристроена к стене собора Рождества Богородицы, расписанного в начале XVI века Дионисием и сыновьями, так, что часть росписи оказалась внутри нее. По мнению музейных экспертов, в случае перехода памятника к РПЦ соблюдать необходимый строгий температурно-влажностный режим будет невозможно и уникальная фреска может серьезно пострадать.

Церковь претендует также на 12 объектов, принадлежащих Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику (ВСМЗ), в том числе Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Сейчас, по словам директора ВСМЗ Игоря Конышева, решение не принято ни по одному из памятников. «Росимущество руководствуется позицией музея и Министерства культуры, а она отрицательная по всем объектам, — рассказал Конышев TANR. — Кроме этого, для того чтобы мы освободили любой из наших объектов, нам должны предоставить новые площади: либо Росимущество должно изыскать новое здание, либо государство должно изыскать деньги на строительство замещающего объекта, чтобы музей со своими фондами и экспозициями не остался на улице». По словам Игоря Конышева, музейщики озабочены тем, что, в случае передачи зданий церкви, осуществлять контроль за их сохранностью будет сложно, а туристическая привлекательность снизится.

При этом, по словам протоиерея Леонида Калинина, окончательное решение о том, насколько церковь готова и может содержать на должном уровне постройки Владимиро-Суздальского музея, еще не принято. «Когда эти вопросы будут решены, тогда здания могут быть переданы церкви под контролем музея, и при этом никак не выпасть из его деятельности, — пояснил он. — Но если это будет сложно, то я думаю, что нецелесообразно было бы их передавать. Однако важно предусматривать возможность для богослужения. Если будут восстановлены возможности для богослужения, все будет мирно, и церковь не возьмет на себя непосильное бремя содержания огромных площадей, их эксплуатацию, содержание климатических установок, а с другой стороны, будет иметь возможность служить, что и нужно на самом деле».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+