18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Cosmoscow: в поисках вечной молодости

Ярмарка, проходящая в Гостином Дворе с 7 по 9 сентября, показала: российский арт-рынок делает ставку на новое поколение

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow для российского арт-сообщества — все равно что 1 сентября для школьников. Каникулы закончились, но серые будни еще не начались, все — загорелые, нарядные и в кои-то веки искренне рады друг друга видеть. Отпускное настроение усердно нагнетали фланировавшие по залу молодые люди с надувной акулой — они призывали публику идти вместе с ними искать море и в итоге оказались участниками перформанса Марины Звягинцевой. (Вместо настоящего моря в дальнем углу зала обнаружились ее объекты-кровати из проекта «Море спального района».) Не менее колоритно смотрелась молодая художница и дизайнер Александра Ивлева, также известная под псевдонимом Weld Queen («Королева сварки») в футуристическом головном уборе из металлических прутьев и со свитой из двух «охранников» в масках сварщиков.

На стендах же юное поколение арт-мира оказалось представлено столь обильно, что, как выразилась одна из посетительниц, куратор по профессии, Cosmoscow впору переименовывать в ярмарку молодого искусства. Внимание к новым именам вполне объяснимо: галеристы в этом году предпочитают предлагать работы в ценовом сегменте до €20 тыс., а живые классики в него, как правило, не вписываются.

Более дорогие вещи на ярмарке наперечет — это работы с коллективного стенда Past Present, в основном предоставленные галереей XL (например, стеклянный объект Виктора Пивоварова за €35 тыс.), а также новая живопись Владимира Дубосарского у «Галереи 21» (€35 тыс. — 40 тыс.), прижизненные отпечатки Александра Родченко у галереи «Глаз» (€25 тыс. — 40 тыс.) и скульптуры Игоря Шелковского на стенде «Палисандра», к которым мы еще вернемся. Произведений Ильи Кабакова, чье имя после открытия выставки в Третьяковской галерее у всех на устах, автору обнаружить не удалось — зато на стенде галереи Osnova красуется оммаж мэтру от молодого художника Яна Гинзбурга, в прошлом известного как Ян Тамкович. Его работа «Мой жук» продается за €20 тыс. Возможно, благодаря ей Osnova получила приз за лучший стенд, разделив награду с воронежской галереей ХЛАМ. Эффектными получились монографические стенды «Восточной галереи» и «Розы Азора». «Восточная галерея» представила новый проект Леонида Ротаря, посвященный СССР. Его барельефы из сахара (от €12 тыс.) способны мгновенно растаять, как мечты о коммунистическом рае. «Роза Азора» завесила все стены вышивками Марии Арендт (50 тыс. — 280 тыс. руб.). В новых работах художница изменила подход к своей любимой технике — вышивки с архитектурными мотивами она стала натягивать на куски фанеры, что приближает их к станковой картине или, скорее, графике. Интересно, что премия для молодых художников Credit Suisse и Cosmoscow в этом году досталась еще одной любительнице вышивания — Асе Маракулиной.

На стене стенда Lazy Mike владельцы галереи изобразили Кирилла Серебренникова. Также у них имеется почтовый ящик для отправки открыток режиссеру: 7 сентября у него день рождения, объяснил галерист Михаил Овчаренко. Во время вернисажа гуманная инициатива особым успехом не пользовалась, куда больше интереса вызывала новая серия концептуалиста Паруйра Давтяна «Элементарий» — рисунки на стекле поверх листов гербария 1950–1960-х годов. (Каждый по €1,2 тыс.) Надо сказать, Lazy Mike, принадлежащая сыну галериста Владимира Овчаренко, заявляет о себе ровно раз в год — во время Cosmoscow. Сам Владимир Овчаренко в этом году в ярмарке не участвовал, хотя в былые годы выкупал целых два стенда — один для «Риджины», другой для аукциона Vladey. Посетители ярмарки взахлеб обсуждали новость — «Риджины» как бренда больше не существует: недавно женившийся вторично владелец переименовал галерею, открытую в 1990 году и названную в честь его первой супруги Регины, в Ovcharenko. Формат галереи несколько изменится, теперь тут будут выставлять больше молодых художников.

Галерей-призраков, подобных Lazy Mike, на ярмарке немало. Можно уже говорить о новом тренде на московском рынке — некоторые галереи раз в год появляются на ярмарке Cosmoscow, а все остальное время то ли впадают в анабиоз, то ли ведут некую тайную жизнь, никак не заявляя о себе, не устраивая публичных выставок и вообще не имея помещения. На вопрос о постоянной площадке владелица бездомной на данный момент галереи Artwin Мариана Гогова ответила: «Сейчас я озадачена вопросом — нужна ли она вообще? Не хотелось бы повторять то, что делали крупные галереи 30 лет назад. Нужен новый формат — но я его еще не изобрела». А вот бывшую сотрудницу Artwin Надю Миндлин традиционный формат вполне устраивает: помещение для своего нового проекта Pinkpong Gallery, дебютировавшего на Cosmoscow, она уже нашла, но адрес пока не афиширует. Открытие галереи намечено на ноябрь. Специализация (сюрприз!) — молодые художники.

Нововведением этого года стала секция коллекционного дизайна. Коллективный стенд «Российский дизайн как искусство» вполне мог бы называться «Российское искусство как дизайн» — на нем, например, с согласия авторов представлены художественные мусорные баки от группы Recycle, изначально для практического использования не предназначенные (€22 тыс. — 25 тыс.). Художник Иван Горшков для этого проекта впервые сделал нечто функциональное — металлические столики-скульптуры, а Георгий Острецов одолжил мебель собственного изготовления, хорошо знакомую завсегдатаям вечеринок в его бывшей мастерской на заводе «Пластик».

Галерея «Палисандр» представила большие металлические скульптуры Игоря Шелковского — €66 тыс. за пару — рядом с модернистскими креслами Пьера Жаннере из «идеального города» Чандигарха, спроектированного Ле Корбюзье. «Когда я увидела эти скульптуры в мастерской художника, я поняла, что они должны быть вместе!» — заметила хозяйка галереи Алина Пинская, переводя взгляд со скульптур на кресла и обратно. Цены на менее крупные работы Шелковского у нее стартуют от €3 тыс.

Надо сказать, дизайн рамками отведенной ему секции не ограничивается — он буквально повсюду, и это во многом определяет лицо нынешней ярмарки.

На стенде проекта ArtTube Editions большим успехом у покупателей пользовались черно-белые кеды от молодой художницы Алисы Йоффе. А на стенде АРТ4 молодой художник круга Андрея Бартенева Вова Перкин выступил в качестве дизайнера — вязаные подушки в виде его персонажа по имени Брокколя продаются по €1,2 тыс. Его же абсурдистская живопись в гамме «вырви глаз» — в диапазоне от €4 тыс. до 16 тыс. Впрочем, настоящий ажиотаж вызвали не они, а подборка произведений Владимира Яковлева — большую часть крупноформатных работ на бумаге по €7,5 тыс. раскупили еще до окончания вернисажа. Даже заинтриговавшая всех выставка искусства Катара What We Are Made Of («Из чего мы сделаны»), устроенная в рамках перекрестного Года Катара в России и России в Катаре, если верить кураторскому тексту, «исследует тонкую грань между искусством и дизайном». Как ни странно, феминистские работы молодых катарских художниц смотрятся очень декоративно — ведь их создательницы разделяют типичное для искусства исламского мира пристрастие к абстракции.

Одна из немногих галерей, не включившаяся в общую гонку за дизайнерским гламуром и вечной молодостью, — «Веллум». Она представила графику Юло Соостера и живопись Анатолия Зверева. «Я тут первый раз как участник, да и как посетитель! В сентябре я обычно уезжаю отдыхать, — призналась галеристка Любовь Агафонова. — Выставка хорошая, организация — на высоком уровне. Буду и дальше участвовать!»

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+