18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Затерявшиеся в тени гениев: выставки Адриана Браувера, Бернарда ван Орлея и Теодора ван Лона в Бельгии

№59
Материал из газеты

Программа «Фламандские мастера» построена вокруг имен самых знаменитых художников, но ими не ограничивается. В разных музеях пройдут монографические выставки, впервые полно представляющие художников подзабытых, но заслуживающих внимания

Адриан Браувер
(1605/06 – 1638)

Работы Адриана Браувера можно встретить во многих крупных музеях: мюнхенской Старой пинакотеке, Дрезденской картинной галерее, Эрмитаже, ГМИИ им. А.С.Пушкина. Его ценил Рубенс и не жаловали обычные покупатели, он умер в бедности в 33 года, оставив около 70 картин, которые охотно копировал его талантливый ученик Давид Тенирс Младший.

Браувер родился в Ауденарде, очаровательном городе недалеко от Гента. В возрасте 20 с небольшим лет он оказался в Харлеме, где брал уроки у Франса Халса: более строгая голландская манера и низкие жанры для него оказались ближе бравурного фламандского барокко. Последние годы жизни Браувер провел в Антверпене, где, несмотря на разницу художественных взглядов, его поддерживал Рубенс, купивший у него не менее 17 работ.

Наиболее характерные сюжеты картин Браувера — сцены в кабаках и курильных притонах, крестьянские праздники и драки. Его герои происходят из низов: трактирщики, шарлатаны и выпивохи, у которых он тщательно выписывает не лица — рожи, напоминающие о Брейгеле.

В Ауденарде в 2018 году Брауверу будет посвящено немало событий, и главное — первая полноценная ретроспектива, включающая около 30 работ, собранных из музейных и частных коллекций по всему миру.

MOU — Музей Ауденарде и Фламандских Арденн, Ауденарде
Адриан Браувер, мастер эмоций
15 сентября – 16 декабря 2018


Бернард ван Орлей
(1487/91 – 1541)

Долгое время исследователи были уверены, что знают, как выглядел Бернард ван Орлей. Высокие скулы, волнистые волосы — считалось, что именно он изображен на знаменитом портрете Альбрехта Дюрера из Дрездена. И хотя выяснилось, что это некий антверпенский купец, памятник художнику в Брюсселе, установленный в конце XIX века, выглядит примерно так же.

Одна из ключевых фигур фламандского Ренессанса, Бернард ван Орлей был придворным живописцем наместниц Испанских Нидерландов Маргариты Австрийской и Марии Венгерской, имел самую большую для того времени мастерскую и не знал недостатка в заказах. С его портретов смотрят многие видные деятели первой половины XVI века: политики и короли, в том числе молодой Карл V, священнослужители, мыслители, ученые. Он также писал религиозные композиции — нарративные, наполненные множеством деталей. Отдельным направлением была работа над картонами для шпалер (самые известные серии — «Охота Максимилиана» и «История Иакова») и эскизами витражей.

Королевские музеи изящных искусств Брюсселя обладают самой большой коллекцией работ ван Орлея и его мастерской, но, как ни удивительно для художника такого масштаба, предстоящий проект будет первой монографической выставкой и публикацией его произведений.

Центр изящных искусств BOZAR, Брюссель
Бернард ван Орлей. Брюссель и Ренессанс
20 февраля – 26 мая 2019


Теодор ван Лон
(1581/82 – 1649)

Теодор ван Лон был первым художником, принесшим во Фландрию главное итальянское достижение XVII века — караваджизм. Подобно Рубенсу, он дважды ездил в Рим, был впечатлен новым искусством и использовал его приемы, заполнив крупными религиозными сценами большое число католических алтарей. Среди его заказчиков были наместник Испанских Нидерландов Альбрехт VII Австрийский, крупные церковные общины и монастыри. Самый значимый живописный комплекс, состоящий из семи полотен, ван Лон выполнил для базилики Богоматери в Схерпенхёвел-Зихеме.

Его работы по большей части огромные, с фигурами святых в человеческий рост, с реалистичными морщинистыми лицами, широкими жестами и эффектными ракурсами. Ему была близка живопись болонской школы — Карраччи, Доменикино. В написанных под их влиянием работах композиция уравновешенна и поражает богатством тоновых переходов. В других же явно читается влияние Караваджо. Так, в «Мученичестве святого Ламберта» яркий свет по диагонали пронзает тьму, выхватывая фигуру мученика.

Первая ретроспектива барочного мастера представит около 30 его живописных полотен, с десяток гравюр и рисунков, а также работы современников художника — тех, кто влиял на него или попадал под его влияние. 

Центр изящных искусств BOZAR, Брюссель
Теодор ван Лон. Художник-караваджист между Римом и Брюсселем
4 октября 2018 – 13 января 2019

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+