18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жорж Сёра: художник-алхимик, не полагавшийся на импровизацию

В музее Крёллер-Мюллер, который славится своей коллекцией Ван Гога и отличным собранием искусства XIX–XX веков, хранятся и пять картин Жоржа Сёра (1859–1891): его знаменитый Канкан (1889–90) и пейзажные морские виды. Они и стали ядром, вокруг которого собиралась выставка Жорж Сёра, мастер пуантилизма. Наследие рано ушедшего из жизни Сёра невелико — около 50 картин и несколько сотен рисунков, так что собранные для выставки 23 картины и 24 рисунка художника, 40 из которых предоставили музеи и частные коллекционеры со всего мира, — несомненно, событие. Среди тех, которые привезут, — и последнее монументальное полотно Цирк (1890–1891) из парижского Музея Орсе, редко покидающее Францию. Сёра учился в 1878–1879 годах в парижской Школе изящных искусств у ученика Энгра Анри Лемана, прошел через увлечение живописью Делакруа, барбизонцами, символистом Пюви де Шаванном и импрессионизмом, чтобы затем полностью погрузиться в изучение новых тогда теорий по оптике и цвету. Результатом чего стала изобретенная Сёра техника пуантилизма (от фр. point — точка), или дивизионизма (от фр. division — разделение), заключавшаяся в написании картины мелкими точечными мазками чистого цвета, которые затем в сетчатке глаза на расстоянии сливались в единую картину.

Революционность этого метода оценили не все современники, хотя благодаря активной его пропаганде Полем Синьяком, другом и единомышленником Сёра, вскоре появились последователи во Франции, Бельгии, Голландии и Италии. Первую большую работу Сёра в изобретенной им технике, Купальщики в Аньере (1883), на официальный Салон не взяли, и она была выставлена на Салоне Независимых. Но и импрессионисты были не в восторге от живописи Сёра. Когда увлекшийся пуантилизмом Камиль Писсарро предложил включить второе монументальное (3х2 м) полотно Сёра, Воскресный день на острове Гранд-Жатт (1884-86), в последнюю выставку импрессионистов в 1886 году, это вызвало у них резкую реакцию. И дело тут было не во вкусовых предпочтениях. В отличие от импрессионистов у Сёра не было места для импровизации: он даже вывел формулу эстетической гармонии, которую «можно разложить на элементы тона, цвета и линии». И она в картинах Сёра неизменно присутствует, будь то Эйфелева башня, ночная жизнь Парижа или умиротворенные виды Гран-Кампа и Гравелина на севере Франции, где с 1885 года он проводил каждое лето. Не случайно крупнейший британский искусствовед Герберт Рид, считавший Сёра фигурой, равной по масштабу Сезанну, называл его «Пьеро делла Франческа модернизма». Рид также считал, что спустя двадцать лет именно идеи Сёра оказали решающее влияние на творчество Пикассо, Брака и Гриса. Выставка в Крёллер-Мюллере предоставит прекрасную возможность согласиться с этим утверждением или поспорить с ним.
Музей Крёллер-Мюллер
Сёра, мастер пуантилизма

Оттерло
23 мая — 7 сентября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+